Профессии будущего в педагогической области (Часть 1)

Поделиться:

Сегодня активно обсуждаются профессиональные стандарты в педагогической области и квалификационные требования к педагогам. Именно они должны заложить основу для определения должностных обязанностей и функций разных групп педагогических работников, включая перспективу развития новых трудовых функций, лежащих в плоскости высокого педагогического мастерства и вызовов современного общества (например, функции онлайн-обучения, сопровождения профессионального самоопределения молодежи, организации индивидуальных образовательных маршрутов и пр.).

Усложнение профессиональной деятельности в педагогической области ставит под сомнение требование универсальности к современному педагогу и скорее всего приведет к специализации и выделении неспецифических в традиционном понимании ролевых и функциональных зон педагогических компетенций, в том числе за счет развития смежных видов профессиональной деятельности (как это было уже ранее с инженером-педагогом, педагогом-психологом, тренером-преподавателем).

Д. А. Махотин, главный редактор журнала «Интерактивное образование»

Каким будет педагог будущего?

Вопрос, который волнует сегодня не только сферу образования, но и все общество. Эти вопросы задают в законодательных собраниях, на национальных совещаниях, научных конференциях и форумах, общественных мероприятиях и в самих образовательных сообществах. Причем, этот вопрос имеет разные плоскости своего рассмотрения:

         во-первых, это необходимость обсудить и закрепить обязательные (минимальные) требования к педагогической профессии, отвечающие, с одной стороны стандартным требованиям к описанию вида профессиональной деятельности (профессиональным стандартам), а с другой стороны, учитывая особенности образовательного процесса и учащихся, живущих и развивающихся в условиях цифрового общества;

         во-вторых, это попытка определить необходимый и достаточный набор трудовых функций, распределенный между разными педагогическими работниками, как по широте их реализации, так и по уровням квалификации (определяющие разные уровни профессионального мастерства и соответственно карьерные траектории в педагогической области);

         в-третьих, это прогнозирование появления и закрепления, как новых трудовых функций, так и соответствующих должностей и даже видов деятельности, которые зададут перспективный план развития сферы образования (в кадровом и организационно-педагогическом разрезах).

На последнем вопросы мы и хотели остановиться, сделав обзор исследований в области появления новых педагогических функций и профессий, а также сформулировать направления для дальнейшего анализа и прогнозирования «педагогических профессий будущего».

Самым известным проектом в этой области является «Атлас новых профессий», который создан в логике анализа перспективных отраслей и появления новых профессий в разрезе 15-20 лет [1]. Его авторы (Павел и Екатерина Лукша, Дмитрий Судаков, Денис Коричин и др.) считают, что перспективной зоной компетенций в образовании станет:

  • использование цифровых инструментов («обучение с применением ИТ», онлайн-курсы, интерактивные симуляторы и тренажеры, игровые виртуальные миры и пр.);
  • влияние технологий на индивидуализацию и персонализацию учения, когда учебный процесс с использованием новых технологий «достаточно легко адаптируется к запросам конкретного ученика и его личностным особенностям». Все это приведет к тому, что «в будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать студентам осваивать программу» [2].

В 2015 году авторами были спрогнозированы следующие новые профессии в сфере образования, которые сформируются к 2020 году:

  • Разработчик инструментов обучения состояниям сознания.
  • Игропедагог.
  • Разработчик образовательных траекторий.
  • Тренер по майнд-фитнесу.
  • Экопроповедник.
  • Организатор проектного обучения.
  • Тьютор.
  • Игромастер.
  • Модератор.
  • Ментор стартапов.
  • Координатор образовательной онлайн-платформы.

В последней версии (Атлас 3.0, 2020 год[2]), большое внимание уделяется метапредметным или надпрофессиональным компетенциям (креативность, критическое мышление, эмпатия, коммуникация, умение работать с информацией и ИТ), актуальным педагогическим технологиям и методикам (игровые, проблемно- и проектно-ориентированные технологии) и новым оценочным системам.

Новые оценочные системы должны будут [1]:

а) оценивать не только формальные знания, но  и  самостоятельность мышления, творческие, коммуникативные способности и т.д.;

б) конструктивно влиять на жизнь людей, давая ценную и обнадеживающую обратную связь;

в) отражать все многообразие деятельности человека (в идеале составлять какой-то непрерывно обновляемый «паспорт компетенций», включающий самые разные активности, в том числе биофидбэк и соцсети).

Также делается акцент на появлении и сочетании разных форматов (реальных и виртуальных, очных и дистанционных, персональных и коллективных), создающие целые образовательные экосистемы и сообщества. Поэтому, помимо «поставщиков образования потребуются посредники, которые объединят ресурсы, выстроят образовательные траектории (своего рода маршруты обучения) и дадут ученикам обратную связь» [1], что повлечет за собой новые роли и компетенции в педагогической профессии.

Именно поэтому в перечне перспективных профессий были добавлены:

  • Распаковщик / упаковщик образовательного контента (фактически новая методическая роль в условиях развития онлайн-обучения).
  • Тренер коллективных компетенций (коуч, работа с группой).
  • Архитектор образовательных экосистем.
  • Модернизатор учебных учреждений.
  • Валидатор знаний (тоже методическая роль по созданию новых оценочных систем).
  • Специалист по образу будущего для ребенка.

Интересно, что на новом этапе прогнозирования будущего уделяется внимание изменению/усилению методических функций в образовании и появлению стратегов / инноваторов – специалистов, которые могу обеспечить разработку новых образовательных моделей и организацию / сопровождение инновационных, экспериментальных, апробационных площадок в образовательных организациях (неких «точек роста» прорывного и/или альтернативного образования).

Продолжая логику авторов Атласа 3.0, необходимо обратить внимание на функцию Координации сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций и сообществ (хотя это частично задача Архитектора образовательных экосистем) и на функцию Исследования эффективности образовательных систем и технологий, которая сегодня активно развивается в научном сообществе и применяется для «доказательности» практики (например, это может быть Специалист по большим данным в образовании).

На портале Newtonew [4] обсуждаются новые фронтиры образования  и как следствие появление новых функций и педагогических профессий (табл. 1).

Тренды и вызовыНовые профессииОсновные функции
Автоматизация и удалённое обучениеКуратор онлайн-платформыСоставляет онлайн-курсы для удаленного обучения, адаптируя требования конкретных дисциплин к онлайн-среде, администрирует работу платформы, решает коммуникационные проблемы между учителем и учеником
Открытые образовательные ресурсыИнструктор по интернет-серфингуФормирует критическое и логическое мышление, помогает отделить важное от неважного, объясняет, каким ресурсам можно доверять, а каким нет, учит медиаграмотности и сетевой безопасности
Веб-психологПонимает особенности сетевой среды и интернет-социализации детей и подростков, помогает в преодолении таких проблем, как интернет-травля, кибербуллинг и столкновение с травмирующим контентом
Развитие и сопровождение талантовМеждисциплинарный тьюторКурирует персональную траекторию ученика, участвует в решении частных образовательных проблем, коммуницирует с составителем индивидуального плана и учителями-предметниками
Индивидуализация и персонализацияРазработчик образовательных траекторийСоздает образовательные маршруты, составляет индивидуальные планы, выступает стратегом, работая в содружестве с тьютором-тактиком
Электронный ассистентСамо собой, в полной мере профессией это назвать нельзя, потому что речь идет не о живом человеке. Это самообучающаяся программа, которая формирует для ученика списки литературы по темам, анализирует интересы и советует схожие материалы, отвечает на вопросы, работая как поисковик с усложненной «ассоциативной» связью, анализирует результаты запросов, предоставляет статистику
Работа с психофизиологией учёбы
(психофизилогия учебного труда)
Брейн-тренер / тренер по майнд-фитнесуУчит достижению концентрации и продуктивности, проводит упражнения для мозга, дает образовательно-психологические рекомендации, работает с нейроинтерфейсами
Лайфстайл-тренерФизрук будущего, чьи компетенции не заканчиваются спортзалом — составляет план тренировок, проверяет показатели носимых гаджетов, дает рекомендации по питанию и сну, курирует регулярные зарядки
Геймификация и образовательные игрыТехник образовательных игровых средЗанимается разработкой, тестированием и внедрением образовательных игр онлайн, в дополненной и виртуальной реальности
Игротехник/игромастерСценарист игр, адаптирует учебную программу к сценарию и механикам, превращая её в историю с интересными заданиями и достойными целями для игроков
Ориентированность на практикуСпециалист по проектамПомогает создавать проекты, связанные с конкретными техническими, экономическими, социальными, природоохранными и прочими разработками учащихся

Автор высказывает интересную мысль, что индивидуализация образования и цифровые технологии могут изменить наше представление об образовании как неких ступенях, годах обучения – и вопрос «в каком классе ты учишься?» потеряет свою актуальность – на замену им придут профиль компетенций, профессиональные сертификаты и «цифровые следы» нашей (в т.ч. учебной) деятельности.

На федеральном сайте Поступи.Онлайн[3] выделяется целый блок «Педагогические профессии – профессии будущего», в котором помимо уже обсуждаемых профессий, предлагаются [10]:

  • Менеджер по электронному обучению.
  • Методист электронного обучения (e-learning).
  • Специалист по дистанционному обучению.
  • Личный тьютор по эстетическому развитию.
  • Тренер творческих состояний.
  • Проектировщика индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов), фактически работающий не только и не столько со школьниками, а со взрослыми работниками.
  • Управленец детским R&D (для производства нового учебного оборудования и игр).

Консультант в области развития цифровых компетенций населения (цифровой куратор)

Также следует отметить профессию – Консультант в области развития цифровых компетенций населения (цифровой куратор), – который осуществляет просвещение в вопросах применения цифровых технологий и онлайн-сервисов в различных сферах жизни, а также содействует развитию цифровых компетенций различных групп населения. Это первый профессиональный стандарт в рамках подготовки кадров в условиях цифровой экономики, который был разработан Российским обществом «Знание»[4].

Подробнее про цифрового куратора и программы его подготовки можно прочитать в статье Никитаевой М.В. (журнал Интерактивное образование. 2019. №6. С. 27-29. [6]).

На портале Edutainme был сделан анализ зарубежных публикаций. Интересным является анализ вакансий, размещённых в разделе Jobs ведущего американского Edtech-издания EdSurge. Среди них можно отметить следующие:

  • Тематический редактор онлайн-уроков (опять же это методист для онлайн-обучения).
  • Контент-директор образовательной платформы.
  • Разработчик образовательных интерфейсов.
  • Преподаватель экспериментального STEM (STEM-учитель).
  • Управляющий технологиями в школе (не надо путать с руководителем, этот специалист скорее обеспечивает деятельность всех платформ и приложений в образовательной организации и анализирует эффективность их использования, статистику успеваемости / посещаемости и пр.).

Полный вариант статьи: Махотин Д.А. Профессии будущего в педагогической области // Интерактивное образование. 2021. №1. С. 47-52.

Литература и электронные ресурсы

  1. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. – 456 с.
  2. Атлас профессий будущего / Образование. URL: https://atlasru/catalog/obrazovanie/
  3. Воробьева Н.А., Шевелева Н.Н., Махотин Д.А. Технологии педагогического дизайна: проектирование программ компетенций будущего // Интерактивное образование. 2019. № 6. С. 14-16.
  4. Загрядская А. Футурология педагогики: разбираемся, где пролегают фронтиры сферы образования и какие новые профессии появятся в ближайшие двадцать лет / Newtonew. URL: https://newtonew.com/school/future-professions
  5. Махотин Д.А. Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному педагогу // Вестник РМАТ. 2012. № 2-3. С. 89-100.
  6. Никитаева М.В. Цифровой куратор – новая профессия цифровой экономики // Интерактивное образование. 2019. №6. С. 27-29.
  7. Новые педагогические профессии / Edutainme. URL: http://www.edutainme.ru/post/novye-pedagogicheskie-professii/
  8. Образование – наше будущее (или 10 самых востребованных учебных профессий через десять лет) / Хабр. URL: https://habr.com/ru/company/atlas/blog/380703/
  9. Педагогические профессии будущего. URL: https://intalent.pro/article/pedagogicheskie-professii-budushchego.html
  10. Профессии в образовании и педагогике, педагогические профессии — Профессии будущего / Поступи.Онлайн. URL: https://postupi.online/professii/razdel-obrazovanie-i-pedagogika/perspektiv-budushee/?page_num=2
  11. Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования / Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/education/6005a3b89a79474c66a5407b

[1] https://atlas100.ru/about/

2] https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf

[3] https://postupi.online/

[4] https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=75679

Поделиться: