Цифровая педагогика: учебно-организационная практика в цифровых обстоятельствах – Интерактивное образование

Информационно-публицистический образовательный журнал

Цифровая педагогика: учебно-организационная практика в цифровых обстоятельствах

Баранников А. В.

Размышления об обучении и использовании образовательных результатов в жизни стали, в целом, одним из наиболее важных явлений в учебно-познавательной и организационно-обучающей деятельности. Это позволяет лучше понять, кто мы, что мы сделали, что мы знаем и каковы наши цели на будущее. Это также может помочь школьникам увидеть закономерности в жизни и оценить социальный и личностный рост.

В размышлениях о своем учебном и жизненном потенциале учащиеся могут опереться на перечисленные ниже вопросы. Это также будет генерировать идеи для любых дальнейших итераций:

  • Какие слова описывают меня полнее (лучше) всего?
  • В каких областях знания я проявляю себя лучше всего, и каковы мои самые сильные познавательные стороны и умения?
  • Каковы мои краткосрочные и долгосрочные цели, как они отражаются в моих планах?
  • Какие свои достижения главные я могу считать главными и что они помогли мне добиться?
  • Какие барьеры (проблемы) мне пришлось преодолеть, чтобы добиться этих результатов и реализовать их?
  • Какова важность этого предмета и деятельности по отношению к моему личному или образовательному росту и чему я научился?

После идентификации компонентов обучения контент и деятельность организуется для установленных групп и категорий школьников. Такое построение работы (с адресными консультациями, комментариями и интерпретацией) важно тем, что оно помогает сформировать необходимую базу знаний для формирования умений (компетенций) высокого уровня (прежде всего, интеллектуальных и как производных от них – оценочных, критико-аналитических, организационных, коммуникационных).  

Затем, соответственно, проводится иерархический анализ, чтобы определить порядок использования подходов и методов освоения образовательной действительности (учебного материала), соподчиненность знаний, умений и действий:

  1. Для каждого шага в познании изучаемого материала и учитель, и учащийся должны знать, чем необходимо владеть (знания и компетенции, методы и приемы) чтобы освоить этот образовательный компонент. Это создает первый иерархический уровень.
  2. Далее указать и прокомментировать учебные действия, которые необходимо выполнить для следующего учебно-познавательного шага. Учащемуся важно понимать, какова будет последовательность его действий, прежде чем этот шаг может быть сделан. Это создает второй иерархический уровень.
  3. Для последующего шага учащемуся следует осмыслить свою образовательную позицию (установку) и почему он проявляет именно такое отношение. Учителю необходимо помочь учащемуся получить ответ на когнитивном, интеллектуальном или психомоторном уровне. С помощью этой информации учащийся и учитель могут скорректировать последовательность и соподчиненность знаний и действий. Это создает третий иерархический уровень.

Чтобы научение было эффективным и при этом избежать разочарований в приобретении знаний и компетенций, обучение и возможности учащихся должны быть согласованны, для чего требуется:

  • разработать инструкцию и сопутствующие рекомендации для всех групп учащихся, охватывающих разные уровни учебно-познавательной деятельности и направленности;
  • определить способности учащихся, уровень языка, мотивацию, интересы и человеческий фактор;
  • предполагаемый (достижимый) результат должен определить базовые знания, способы учебной работы и акцентировать вступление в новую сферу познания, которые (базовые знания и умения) они должны иметь до начала обучения;
  • результаты (планируемые цели обучения) – должны быть конкретными, измеримыми достижениями, которые осведомляют учащихся, учителей и других заинтересованных людей о том, что школьники должны уметь делать после завершения обучения.

Успех происходит, когда учащиеся достигают запланированных результатов, поскольку результаты обучения всегда составляют основу последующей учебно-познавательной деятельности.

Но это происходит лишь тогда, когда образовательные достижения помогают:

  • формировать учебное поведение с помощью разноспособных образовательных действия, которые учащийся применяет на самом высоком для него уровне умений, компетенций и мышления;
  • определить перспективные (приоритетные) сферы деятельности и область познания;
  • зафиксировать применимые условия, определять обучающие онлайн и офлайн инструменты, которые будут использоваться, ресурсы и источники, которые будут востребованы, возможные ограничения;
  • совместно выработать применимые критерии, определить в учебно-организационной деятельности (отталкиваясь от базового) желаемый уровень скорость, степень самостоятельности, качественный показатель, дополнительные учебные действия;
  • просмотреть и оценить каждый результат обучения, чтобы убедиться, что он завершен, понятен и готов для использования.

В этом плане суть любой обучающей стратегии (подходов и методов) заключается в том, чтобы учитель создавал ориентиры для себя и учащихся и регулярно выделял время, чтобы оценить, как идут дела, и внести требуемые коррективы в учебно-организационную работу. Например, ответить на определенное количество обсуждений на конкретном форуме, отследить реакцию учащихся на ответы, которые учитель отправляет, и, соответственно, вносить изменения. Это помогает создать более реалистичные планы и ожидания для учителя, учащихся и решения учебных задач.

Хорошие результаты дает такая интернет-стратегия, как «ящики для онлайн-предложений». Это неструктурированные действия, которые фиксируют добровольные комментарии с нерегулярными интервалами в течение установленного срока обучения (они могут самыми разными). Для этой деятельности можно использовать электронную почту, вики или дискуссионный форум. Если используется дискуссионный форум, дайте учащимся знать, как будет оцениваться их вклад.

В определенных случаях, когда важно обеспечить понимание материала, следует разрешить групповые (анонимные) комментарии. Главное – они должны быть конструктивными. Учитель в этом случае вводит поощрение за участия, чтобы ввести максимальное количество предложений для понимания.

Важно сфокусировать разнородные комментарии, для чего нужно дать учащимся ориентиры, по которым учитель хотел бы получить обратную связь:

  • актуальность их идей и предложений;
  • социально-личностная востребованность проводимой работы;
  • разнообразие путей достижения целей по данному направлению;
  • количество и качество предоставленных отзывов;
  • коммуникативные умения и обоснованность предлагаемых изменений. При этом ученикам важно знать, что их идеи и обращения были услышаны.

Поэтому в смешанной структуре обучения с опорой на цифровые приоритеты важно по мере появления затруднений важно:

  • обрабатывать все познавательные и учебно-организационные подтверждения возникших барьеров;
  • корректировать образовательные действия и образцы учебного поведения в изучаемой области знания;
  • учитывать, что они в различных ситуациях могут быть ясными или неясными для разных групп учащихся;
  • давать им комментарии и рекомендации, как действовать дальше.

С помощью полученной информации они могут вернуться к проблемным областям и использовать при переходе к новому материалу в начале следующего учебно-познавательного цикла. Чтобы ответить на распространенные (повторяющиеся) вопросы освоения учебного материала, учитель может разместить дополнительные ресурсы и источники (онлайн-офлайн), такие как статьи журнала, ссылки на веб-сайты и др., которые более подробно освещают проблемную область и другие точки зрения.

У учителя всегда есть возможность предоставить больше материалов, связанных с конкретными областями, и быть открытым для дополнительных вопросов – организовать ли минутные обсуждения конструктивных замечаний и предложений или использовать постоянно действующий дискуссионный форум (насущным вопросам научения) в онлайн. В этих условиях следует дать учащимся больше рефлексивного времени, чтобы они могли подумать и порассуждать о том, чего не понимают.

Все это дает им возможность:

  • переварить то, что они сделали сами и узнали от других;
  • просмотреть свои записи и наработки из личного учебного опыта;
  • с большим пониманием обработать любые незнакомые термины и идеи;
  • и по возможности даже обсудить их и иной изучаемый материал в небольшой группе.

В результате у них будет больше реальных знаний, чтобы выбрать свои пути познания в онлайн и офлайн обучении и продуктивно использовать обратную связь от учителя и других участников.

Такая практика оказывается полезной для всех, потому что можно быстро ответить на потребности школьников, на вопрос каждого ученика. Учащиеся начинают вместе с учителем ставить и отвечать на вопросы друг друга, что подталкивает учащихся помогать друг другу с самого начала.


В этих условиях учителям важно отдавать себе отчет том, что все обучающие подходы (стратегии), которые могут помочь учащимся в цифровой действительности определять и правильно оценивать свои текущие социально-образовательные намерения и предположения, имеющиеся у них средства и ресурсы, указывают на то, что школьники должны быть в состоянии обосновать и объяснить свои действия, для чего:

  1. Следует использовать технологию критического опроса (не принимать позицию, пока она не доказана). Предложить учащимся объяснить их аргументацию и причины, лежащие в их обосновании. Помочь учащимся определить и конкретизировать свои предположения, выдвинув контрпримеры, альтернативные сценарии (подходы) или различные (противоречивые) точки зрения.
  2. Попросить учащихся сделать прогноз о вероятных результатах, к которым они намериваются прийти в организуемой совместной и персональной учебной работе. После чего дать школьникам возможность объяснить свои «предсказания» в процессе обсуждении или сделать это в качестве кратко написанного эссе. Это может быть особенно эффективным, когда имеющийся фактический материал и предполагаемый результат могут создать дезориентирующую дилемму.
  3. Попросить учащегося презентовать и обосновать выбираемую им стратегию решения учебной задачи (проблемы), обсудить, как он выстраивает свое осмысление данных явлений. Предложить учащимся сложный вопрос или проблему разложить на простые составляющие и предоставить возможность прокомментировать мыслительные действия. Это может быть сделано с партнерами, небольшими группами или путем прямого взаимодействия между учеником и учителем.
  4. Далее важно оценить конкретную позицию, решение, предложения или замечания и обосновать свою критику. Это может быть сделано в виде обсуждения (дискуссионного обмена мнениями) в небольшой группе или в целом классе, а также в виде письменного отчета по проделанной работе. В тех случаях, когда предоставлены противоречивые материалы или альтернативные решения, попросить школьников защитить их образовательные позиции и дать объяснения (подробные или краткие, но обязательно доказательные). 

При создании настроек для такого обучения надо попросить учащихся (и учителя также) презентовать (представлять) свои собственные оригинальные идей или темы, способы познания для обсуждения в той форме, которую они выберут. Резюме в одно предложение – это еще один метод изучения и оценивания продуктивности научения, который, кстати легко адаптируется к онлайн-среде. Резюме из одного предложения показывает насколько учащиеся, способны синтезировать обучающий контент и учебный процесс.

В этих случаях их будет легче осмыслить и отсортировать. Иначе, так как у учащихся может не быть четких ориентиров и связей с изучаемым материалом, они могут формироваться в довольно случайном порядке. Важно написать четкие инструкции для предоставления конкретных вопросов и ответов, которые, прежде всего, необходимы, чтобы понимать уровень освоения обучающего контента и учебных действий. Это организует деятельность учащихся.

Ясные рекомендации нужны школьникам для взаимодействия с многочисленными интернет-ресурсами. Это различной сложности сайты, обучающие вебинары и другие, направленные на разные области научения:

  • когнитивные (знания) и психомоторные (умения и навыки);
  • аффективные (ценности, смыслы и отношение) и эмоциональные (регулирование чувств).

При создании обучающего контента в смешанном (онлайн и офлайн) обучающем окружении важно учитывать следующие вопросы:

  1. Имеет ли смысл порядок изучения в данном контексте, осваиваются ли в том порядке, в котором они были созданы, или в том порядке, в котором они отображаются в источнике.
  2. Когда формируются дополнительные учебные материалы (контексты), программа познания снова начинает действовать с момента активизации нового обучающего контента. Как только учитель определяет, что на данный момент это является приоритетом, учащиеся затем могут это продемонстрировать.
  3. Чтобы не перегружать учащегося повторной информацией (следует организовать обсуждение навигации в онлайн и офлайн). Для поддержки можно отображать изучаемый контент на стандартной веб-странице, что будет работать так же хорошо.
  4. К этой же сфере относится определение альтернативных вариантов с множественным выбором, написание эссе и выполнение учебной задачи перед видеокамерой для последующего комментирования и оценивания. Поэтому надо внимательно соотносить цели обучения и выбор различных подходов и способов, которыми учащиеся могут достичь этих целей.

Онлайн-среда с опорой на реальные взаимоотношения учащихся также позволяет довольно легко вовлекать их в процесс рецензирования и обеспечивать своевременную обратную связь. Просматривая резюме учащихся, можно определить области, в которых разные группы школьников испытывают трудности в освоении и понимании материала. Наиболее распространенная проблемная область для учащихся почти всегда вращается вокруг вопроса почему? Учителю важно прокомментировать резюме и показать, как он представил бы резюме.

Эти направления учебной работы могут включать в себя:

  • написание контента и действий для дискуссионного форума;
  • презентацию и обоснование принятых выборов материалов и обучающих процессов в виде вложения для расширения понимания;
  • создание онлайн-обмена с использованием Skype и других инструментов синхронной учебной деятельности;
  • создание и размещение видеозаписей учащихся, асинхронное прикрепление видеопрезентаций.

Для каждого направления из них могут использоваться одни и те же руководства (инструкции) и рубрики. Таким образом, у учащихся есть возможность выбирать, как они хотят показать (презентовать) свою результативность и способность применять полученные результаты.

Это позволяет учащимся с разными способностями и предпочтениями в обучении привлечь на более высокий уровень, хотя программное обеспечение для редактирования и создание учебных приложений могут быть трудными в школьной практике. Но это не означает, что они должны быть немедленно удалены из списка опций.


Другой вариант может заключаться в том, чтобы школьники работали в небольших группах, где они могли бы обеспечивать друг другу образовательное взаимодополнение, делиться технологическими ресурсами и помогать друг другу с техническими умениями и навыками, которые не являются частью общешкольных целей. Чтобы стратегия взаимообучения была доступной учащихся, они должны иметь возможность попробовать любую (лучше каждую) альтернативу, поэтому может потребоваться ограничить варианты теми, которые, как вы считаете, могут попробовать все школьники, если они того пожелают.

Даже в школьном формате (ограниченном во времени и пространстве) могут быть предложены разные варианты. В смешанной онлайн и офлайн обстановке есть способы удовлетворить различные образовательные потребности:

  • сформировать систему критериев для разнообразной (формальной и неформальной) оценки (общегрупповой и адресной);
  • обеспечить постоянным адресным консультированием, комментариями и рекомендательным оцениванием;
  • позволить учащимся периодически пересматривать и перенастраивать обучающий контент, учебные контексты и организационно-образовательные процессы;
  • использовать различные (в том числе альтернативные) формы комплексного корректирующего оценивания с рекомендациями;
  • обеспечить учащимся возможности (предварительно обсудив критерии) для самооценки и взаимооценки с обоснованием позиции.

Когда такая работа проходит в группе (в онлайн или офлайн условиях) трудно отследить, кто из учащихся, и какой вклад внес в командные усилия и для этого требуется обозначить роль каждого и обеспечить взаимозаменяемость, тогда все школьники получат опыт работы в команде, который поможет им в учебной, проектной и исследовательской деятельности. 

Еще одна из стратегий определения вклада каждого члена команды состоит в том, чтобы каждый учащийся сначала выполнял каждое групповое задание индивидуально. Затем каждый участник группы может поделиться своей работой, в том числе и в онлайн обсуждении, используя дискуссионный форум, вики или другой инструмент для совместной работы, чтобы объединить лучшие усилия команды в целом.

Также может быть использована стратегия, которая предусматривает закрепление определенных целей и задач за каждым членом группы. Например, учащиеся должны взять на себя определенные обязательства в выполнении предусмотренных задачи (для достижения ожидаемых). Затем работа каждого учащегося оценивается индивидуально, в дополнение к оценке уровня успеха команды или группы.

Преимущества коллективного познания заключается в том, что весь класс может одновременно в разноспособной системе изучения, на неодинаковых уровнях сложности, различными способами создавать вместе разнородные знания и аргументы, обсуждать, комментировать, обмениваться и осваивать видовое многообразие учебной работы.

В этом случае весь класс имеет возможность реализовывать одновременно неоднородные способы познания для достижения принятых целей. Можно трансформировать задания и действия (соответственно, отношения к ним) в течение учебного периода, который покажет и даст классу различные подходы (способы) для достижения желаемых целей.

При этом необходимо постоянно обсуждать результаты с разных позиций, чтобы обозначить дополнительные идеи и области образовательного познания.

Чтобы сделать это, следует определить небольшие группы для презентаций о содержании и результатах учебной деятельности за каждую неделю. По мере изучения материала весь класс постоянно получает возможность добавить в собственную растущую базу знаний и компетенций новые наработки, связанные с достижениями других.


Так, как атмосфера каждого класса различна – иногда группа энергична или раздражительна, иногда группа спокойна и ее трудно мотивировать. Это в полной мере относится и к онлайн-обучению. В связи с этим для адекватного (адресного) построения обучающей деятельности просто необходимо вовлекать учащихся в учебно-организационные процессы, подготовку и проведение части или полного онлайн-обучения (вступительные презентации, предварительные обобщения, взаимообучение, ученические консультации, участие в формировании заданий, небольшие групповые проекты или исследования для дискуссионных форумов и др.)

Делать это надо с позиций разных учащихся, тех, которые предпочитают:

  • начинать учебные действия с более структурированных компонентов, откладывая последствия и приложения из рассматриваемых концепций и теорий;
  • начинать с осмысленных примеров, конкретных явлений и предметов перед экстраполяцией основных понятий или закономерностей;
  • выбирать рефлексивную деятельность и ресурсы, требующие воображения и критического осмысления.

Этому способствуют учебные мероприятия (что должно быть сделано для обеспечения обучения на каждом этапе получения образования). Сюда включается:

  • привлечение внимания учащихся (отправные точки – внутренняя и внешняя мотивация);
  • информирование учащегося о предполагаемых результатах обучения;
  • стимулирование активного научения на основе поддержки ожиданий и интересов учащихся;
  • актуализация социально-образовательных предпосылок с позиции образовательных перспектив школьника;
  • презентация учебного материала и путей его изучения с разных точек зрения;
  • выстраивание консультационной поддержки и адресного сопровождения (руководства) обучения;
  • выявление промежуточных рубежей контроля и оценки учебного продвижения;
  • обеспечение быстрой обратной связи и корректирующего комментария;
  • оценка эффективности интерактивного (социально-образовательного) взаимодействия всех участников.

Поэтому следует еще раз обратить внимание на такие простые, но значимые для научения действия:

  • организовать материал в небольшие и легко извлекаемые фрагменты на основе ранее проведенного кластерного (распределительного) анализа;
  • устанавливать связи новой информации со знаниями, которыми уже обладает учащийся;
  • использовать для получения знаний (умений) активаторы, такие как построение видеоряда (изображений, рисунков, схем, алгоритмов и т.д.), применение мнемоники для закрепления новой информации;
  • формировать значимый обучающий контент, разноспособные учебные контексты и соответствующее консультационное сопровождение, адресные подсказки;
  • пусть учащиеся генерируют учебные действия, создают информационно-познавательные продукты и применяют знания в реальном мире;
  • избегать прямого повторения в качестве вспомогательного средства для повышения качества научения и усиления запоминания.

Школьники могут попросить учителя внести некоторые изменения, связанные с изучением курса, с тем как он организован, чтобы:

Во-первых:

  • адаптировать и соотнести свои ожидания и изучаемый материал;
  • расширить направленность курса и его связи с другими элементами обучающего контента;
  • создать более подробные инструкции и рекомендации для выполнения заданий;
  • определить более четко, как они будут оцениваться на каждом этапе обучения.

Во-вторых:

  • улучшить структуру и организацию смешанного обучения (или онлайн);
  • консолидировать все ресурсы, мероприятия и стратегии научения (оценивания), связанные с каждой целью образовательного продвижения.

В-третьих:

  • дать больше сведений и знаний о содержании учебного курса;
  • загружать созданные учителем (может быть и учащимися) разнообразные учебные материалы и записанные для освоения;
  • загружать различные презентации и предоставлять экспертную информацию о любых достижениях в этой области познания, связанных с содержанием изучаемого предмета.

В-четвертых:

  • расширять возможности учащихся по достижению целей обучения;
  • предоставлять ресурсы в различных форматах (например, видеоклипы, текстовые чтения, диаграммы, графики и т.д.);
  • поощрять учащихся демонстрировать знания и умения различными способами, проявлять компетентность в приоритетных для них областях знания.

В-пятых:

  • дать больше возможностей для активного обучения;
  • создавать обсуждения в небольших группах вокруг материалов или заданий;
  • использовать инструменты для интерактивной совместной работы, такие как вики, онлайн-учебные группы и др.

В-шестых:

  • демонстрировать социально-образовательную актуальность проводимой учебной работы;
  • поручить учащимся связать содержание проводимой работы с текущими проблемами и решениями в жизненном пространстве;
  • предоставить примеры существующих исследований и наработок в этой области (например, опубликованные статьи);
  • в качестве факультативных дополнительных познаний пригласить экспертов в этой области для участия в онлайн-мероприятиях. такие как дискуссионные форумы.

Учащимся может также потребоваться от учителя изменения в организации изучения различных компонентов смешанного (онлайн) образования, чтобы:

  • сделать общение с ними более индивидуальным и направленным на решение их проблем, достижение их образовательных целей и ожиданий;
  • установить четкие правила и критерии обучения, оценивания и задействовать их для этого;
  • давать учащимся предварительно информацию об обучающем контенте и учебно-организационной работе, что будет делаться в различных формах и методах обучения;
  • обеспечивать своевременную и быструю обратную связь с рекомендациями, развивать текущую самооценку понимания освоенного материала классифицировать его по рубрикам, что будет показывать учащимся, почему их работа хорошая или нуждается в улучшении;
  • продемонстрировать готовность вносить изменения на основе обратной связи с учащимися, сообщить учащимся, что разумные предложения и замечания, которые способствуют научению, будут включены в учебную практику, дать им знать, какие изменения учителем вносятся, а также обосновать, почему это делается для каждого изменения.
  • проявлять уважение к учащимся и их идеям, признавать точки зрения учеников, даже если они расходятся с учительской, и предлагать хорошие идеи вниманию других учеников;
  • вместе с ними формировать и поддерживать безопасную для самовыражения учебную обстановку, включить в учебный план обучение сетевому этикету;
  • рассмотреть типичные ситуации и смоделировать типы ответов, которые учащиеся могли бы использовать, когда возникают спорные моменты или трудности общения.

В этих условиях важно помогать справляться с пробелами в понимании (соответственно, в успеваемости) учащимися учебного материала (они активно выявляются адресной обратной связью), для чего учитель может предоставить дополнительные ресурсы (например, веб-сайты и записанные для асинхронного обучения материалы, статьи и дополнительное внимание во время очных занятий), а также дополнительную самостоятельную деятельность (оценочные тесты, дискуссионные форумы, вики и др.).

В помощь учащимся в их организационно-образовательной работе необходимо разработать рекомендации. Они помогут снять трудности в деятельности сообщества, усилить его привлекательность, практическую направленность и учебную пользу. В рекомендации можно включить:

  • Направления и методы обучения, которые соответствуют конкретным требованиям школы, сообщества и планируемым целям. Не существует единой идеальной платформы для всех, поэтому планировать мобильную основу, которую можно изменить по мере появления новых потребностей. Это значит, что прописывается только общая для всех база, которая наращивается в групповой и персональной работе.
  • Следует избегать нагромождения и больших объемов обучающего контента в ограниченных промежутках времени. Продуктивнее вместе с учащимися смоделировать что сделать и чего достичь, как это можно сделать, и надо поощрять участников вносить свой вклад.
  • Начать работу можно с рассмотрения собственных интересов и потребностей, с презентации и обсуждения предполагаемой деятельности. Установить, что необходимо отслеживать, какой тип образовательного взаимодействия требуется участникам для проведения обучения, учебных исследований и проектов.
  • В этом контексте следует проанализировать и оценить возможности применения новых информационных и коммуникационных (прежде всего, мобильных) технологий, как внутри, так и вне созданного школьного сообщества. Важно быть изобретательными и отзывчивыми, экспериментируя с онлайн-офлайн инструментами поддержки деятельности сообщества.
  • Определить существующие пробелы и потребности в целевых заинтересованностях учащихся, групп школьников по интересам.
  • Изучить информацию о выявленных потребностях, требованиях, пожеланиях от заинтересованных сторон. Провести обсуждения с заинтересованными сторонами, относящиеся к темам для учебных модулей и видам деятельности, которые участники считают полезными в онлайн-сообществе.
  • Разработать общее видение и направить ценностное (смысловое) развитие, удовлетворение учебных ожиданий на реализацию планов участников (учащихся и учителей).
  • Привлекать заинтересованные стороны (в первую очередь педагогическое и бизнес сообщества) к планированию, проектированию, разработке обучающих материалов и к организации учебных связей с интернет-сообществом.
  • Обеспечить наличие разнообразных (разноспособных) ресурсов для реализации будущих образовательных и технологических обновлений и изменений в развитии по мере роста учебного влияния сообщества.

Итоговая обратная связь будет полезным набором данных и умений для редизайна текущего (будущего) обучающего контента и образовательных процессов. Учащиеся также получат пользу от совместно внесенных изменений и обогатят собственный учебно-организационный опыт достижениями других участников. У них вырабатывается более гибкий подход к учению, формируется более глубокое понимание учебных идей и предложений, методов и путей познания, оценочных действий.

В качестве методики оценки в классе можно предложить учащимся написать за одну минуту, что для них было в смешанном обучении в классе и за его пределами:

  • ясным, полезным или наиболее значимым;
  • неясным, наименее полезным и незначительным с точки зрения применения;
  • любые дополнительные комментарии.

Или предложить всего минуту, чтобы описать компонента получения знаний (умений), компетенций, учащиеся дают короткие, концентрированные ответы, а не длинные рассуждения. Это облегчает просмотр того, что работает, а что нет. Этот процесс может быть анонимным или нет, в зависимости от того, как учитель планирует использовать результаты. 

Для поддержания и коррекции такой деятельности необходима соответствующая система оценивания. За последние годы развитие получили электронные портфолио, которые активно вошли в оценку освоения различных курсов и программ. Электронные портфели позволяют учащимся интегрировать и определять связи между различными видами деятельности, которые они выполняют в рамках своего формального (неформального) школьного образования и за пределами образовательной организации. Учащиеся могут привнести через электронные портфолио свой личный опыт и продемонстрировать, как они применили знания и компетенции, приобретенные в реальной практике.

В контексте данной статьи считаем полезным предложить возможный подход формирования разностороннего (комплексного) электронного портфолио. Разработка электронных портфолио и размышления о предпринимаемых действиях позволяют учащимся узнать о своих сильных и слабых сторонах, интересах и дать им указания на будущее, что также дает учителям возможность узнать об учениках, их:

  • предыдущем опыте, освоенных действиях и методах работы;
  • мотивации и учебных ожиданиях, интересах и образовательных приоритетах;
  • социально-образовательных отношениях, планируемых результатах и профессиональных ориентирах.

Исходя из распространенности такого вида оценивания, остановимся на нем подробнее. Чтобы избежать проблем наполнения электронного портфолио, следует руководствоваться следующими принципами:

  • Собственность. Цифровые архивы и электронные портфели разрабатываются и принадлежат частному лицу или организации, которая их создает. Использование обоих или любого из них и любые изменения в них находятся под контролем его владельца. Портфолио являются конфиденциальным, и доступ к нему контролируется владельцем.
  • Сфера действия. Электронный портфолио может включать и поддерживать полный перечень знаний (умений), компетенций, приобретенных учащимся в структуре формального неформального и информального, организованного и спонтанного образования, в школе и за ее пределами. Процесс разработки электронного портфолио включает в себя соотнесенность процессов и результатов распределенного обучения, что фиксируется в структуре портфолио.
  • Удобство и простота использования. Система электронного портфолио перечисляет и описывает знания (умения) и компетенции таким образом, который признается и принимается всеми заинтересованными сторонами (учителями, работодателями, профессиональными организациями и другими), которые получают и обрабатывают электронные материалы. Там, где это возможно, система электронного портфеля связана с установленными стандартами компетенций, но также предоставляет гибкость для учета уникальных или неспецифических компетенций, показывающих особенности учащегося.
  • Точность. Содержание (качество материалов) электронного портфолио является актуальным, точным и проверяемым. Методы проверки включенных достижений являются гибкими, подходящими и заслуживающими доверия.
  • Доступность. Для разработки электронного портфолио необходимы четкие инструкции с примерами, общепризнанный глоссарий терминов и, при необходимости, профессиональная помощь. Электронный портфолио должен быть доступен, и внесение изменений не должно вызывать трудности у владельца.
  • Формат и транспортабельность. Электронный портфолио (и архив) могут включать в себя различные медиа материалы, он должен является портативным и совместимым в техническом смысле.
  • Цель. Услуга электронного портфеля является многоцелевой, настраиваемой и адаптируемой к различным применениям, которые включают оценку учителями, обучение посредством личных размышлений, планирование и сопоставление активов отдельных лиц и социально-образовательных сообществ.
  • Расширяемость. Система электронного портфеля является цельной, позволяя человеку создавать множество версий, от начального до общего образования и профессиональной ориентированности, включаясь в непрерывное образование.
  • Безопасность. Система электронного портфолио обеспечивает безопасное долгосрочное хранение, конфиденциальность, легкий доступ и постоянную поддержку.

Цифровой портфолио предоставляет свидетельство научения школьника и его размышления о собственной учебной деятельности. Это содержательная документация индивидуальных способностей, электронная запись обучения, роста и изменений. Виды портфолио в общеобразовательных учебных заведениях включают в себя:

  • Портфолио развития. Фиксирует в течение учебного года индивидуальные продвижения (позитивные трансформации) учащихся в предметной, межпредметной и метапредметной областях знания. И может быть использован для комплексного оценивания учащихся и обучающих конференций с целью внесения изменений в учебно-организационную работу.
  • Портфолио для планирования социально-образовательной деятельности учителей. Используется принятая в образовательной организации система критериев и структура портфолио (возможно, и офлайн, и онлайн) для получения информации о поступающих в школу учащихся, распределения их по классам и выработки стратегии обучения с новым контингентом школьников.
  • Портфолио профильного ориентирования. Средство определения склонности и интересов учащихся, направленности образовательной деятельности, обоснованности желаемых учебно-познавательных выборов, обычно требует, чтобы учащиеся заполняли портфолио в определенных программных областях целевой учебно-организационной деятельности.
  • Портфолио высших достижений (витрина успехов). Документирует и представляет лучшие работы учащихся прошедший период (за всю учебную карьеру), может включать исследовательские и проектные работы, научные эксперименты и техническое творчество, литературные и художественные произведения и др.
  • Портфолио для образования на новом этапе. Обычно это портфолио содержит формальные и неформальные достижения учащегося по выбранному направлению будущей профессиональной деятельности. Используется для определения готовности учащегося (обычно подготовка соотносится с требованиями колледжа или университета, в который он собирается поступить).

Оценка, заключенная в портфолио, является комплексной и сочетает в себе множество критериев и показателей (определяется целями), инновационными для учащегося результатами в соответствующей сфере обучения. Комплексное оценивание в структуре портфолио, как компонента цифрового научения включает альтернативную оценку, аутентичную оценку, оценку на основе компетенций, гибкую оценку и оценку на основе стандартов:

  • Альтернативная оценка. Относится к альтернативным средствам повышения образовательной результатов с помощью таких методов (действий), как измерение уверенности, анализ самосознания и оценка эффективности учебного поведения учащегося, выявление эмоционального интеллекта и коммуникационных компетенций, других персональных компонентов научения.
  • Подлинная оценка. Включает изучение основных знаний и умений учащихся: контролировать потоки информации, уровень понимания, личностные характеристики, привычки ума (мыслительных действий) и других когнитивные навыки и возможности, что позволяет учащимся активно участвовать в организации и получении собственного образования.
  • Оценка на основе компетентности. Это определение компетентности в соответствии со стандартами, установленными для знаний и умений в конкретной области школьной программы, которые обычно используются для принятия социально-учебных решений в процессах общего образования и профильного ориентирования.

Гибкая оценка. Предполагает выбор из множества, может включать в себя:

  • контрольные списки, портфолио, задачи определения производительности, оценку
  • социально-образовательных продуктов, проекты и моделирование в разных сферах;

наблюдение за учащимся, анкетирование, устные или письменные опросы (тесты) и эссе, проекты, осуществляемые в группах или индивидуально, ролевые игры, образцы и описания как получить результат, компьютерное оценивание.

Гибкая оценка предназначена для приведения обучающих и оценочных действий в соответствие темпу и стилю учения учащегося, а также для оценки, когда школьники будут к этому готовы.

Оценка на основе стандартов. Она предназначена для измерения достижений в сравнении с планируемыми результатами и целями обучения. Объединяет элементы всего вышеперечисленного. Оценка портфолио включает использование всех результатов в качестве доказательства освоения учебных планов и программ, получения качественного образования в соответствии с заявленными требованиями.

Можно отметить следующие преимущества электронного портфолио для комплексной оценки:

  • предоставляют обширную информацию, на которой основываются образовательно-управленческие решения (поскольку портфолио легко доступен и для учителя, и учащегося);
  • это эффективное средство информирования о состоянии и прогрессе учащихся и о продуктивности работы педагогического коллектива;
  • может служить источником для мотивации учащихся и способствовать самооценке и самопониманию (содержит лучшие достижения и постоянно осмысливается учащимся).

С точки зрения оценки портфолио, определенную озабоченность вызывает объективность отраженных в нем данных об учащемся. Это имеет значительные последствия для выстраивания процессов обучения. Учебные действия и педагогическое воздействие, будь то в виртуальном или реальном пространстве, будут малорезультативными, если утверждениям о знаниях и компетенциях невозможно доверять.

Школьные области оценивания на разных уровнях системы обучения включают в себя электронные портфолио:

  • для формирующей оценки (конкретные цели и коррекция образовательного продвижения);
  • для рефлексивного осмысления и анализа учебно-организационной деятельности, собственной и других участников (оценка разных подходов методов и стилей обучения);
  • как комплексный (наиболее объективный) инструмент, определяющий возможность перехода учащегося на следующий этап учения (межуровневая адресная аттестация с рекомендациями);
  • для выстраивания формирующей (обучающей) оценки по предметным и межпредметным областям в текущем процессе образования;
  • выделение и оценка персонально-значимых компонентов обучения, которые будут присутствовать структуре непрерывного образования на протяжении всей жизни;
  • в качестве исходных знаний и умений для развития самооценки в структуре учебно-организационной работы;
  • как рекомендации для тех, кто хочет собрать свое собственное электронное портфолио, которое обобщает, выделяет и проверяет: кто ты как личность, что ты знаешь и можешь сделать, чего ты надеешься добиться.

Необходимо следовать систематическому процессу, чтобы помочь себе определить, что включить и как это представить. Взаимосвязанные действия (сбор, рефлексия, организация и отбор) – это проверенная и испытанная система, которая может помочь учащимся с пониманием формировать объективный электронный портфолио.

Учащимся необходимо фиксировать в своих папках, коробках и компьютерных документах любые доказательства, которые что-то говорят о них и их знаниях и умениях, компетенциях. Учащимся важно вести постоянный список того, что у вас есть. Это поможет им отслеживать то, что у них есть, чтобы потом не забыть.

Выбранный инструмент электронного портфолио может определить организационную систему, которую используют для представления своих доказательств. Есть несколько подходов для рассмотрения:

  • хронологический – это эффективный способ продемонстрировать последовательный социально-образовательный рост, четко показывая периоды позитивной трансформации во времени. Точно также хронологическое резюме показывает шаги учебно-организационного продвижения, используемые на каждом этапе.
  • тематический подход является более распространенным. Общие используемые категории включают в себя: знания и компетенции, образование и самообразовательную деятельность, социально-личностное развитие, общественные и учебные достижения, ученические сообщества и волонтерское движение, а также отдых, хобби и путешествия.

Простой формат обучения (учебные действия, достижения, отсылки к практическому применению) – это полезный способ упорядочить учащемуся материалы, если он не имеет много доказательств для отображения.

В принятии решения о том, что включить в электронный портфель, имеет значение:

  • Кто те люди, которые будут просматривать электронный портфолио?
  • Что именно они хотят видеть в нем?
  • Насколько они знакомы со структурой и принципами наполнения электронного портфолио?
  • Потребуется ли им помощь в навигации по нему в используемом организационном формате?
  • Как они могут оценить мой портфолио и какие вопросы задать?

Эта работа станет действительно продуктивной если все заинтересованные стороны (учащиеся, учителя, родители, сверстники) проявят внимание к этому и будут поддерживать друг друга.

Литература

  1. Баранников А.В. Образование устойчивого научения. М.: УЦ «Перспектива», 2020. 256 с.
  2. Баранников А.В. Инициативное и мобильное учение в условиях персонализации школьного образования. М.: УЦ «Перспектива», 2019. 272 с.
  3. Баранников А.В. Становление активной образовательной позиции в условиях интерактивного обучения. М.: УЦ «Перспектива», 2018. 316 с.
  4. Фрэнсис Дженсен. Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинэйджеров. М., Изд. Эксмо, 2019 г.
  5. Education for a Digital World: Advice, Guidelines, and Effective Practice from Around the Globe. Vancouver, British Columbia, Canada V6B 3H6, 2008, bccampus.ca
  6. Sarah Grand-Clement. Digital learning. Education and skills in the digit. Published by the RAND Corporation, Santa Monica, Calif., and Cambridge, UK 2017.
  7. Visible Learning and the Science of How We Learn. John Hattie and Gregory C. R. Yates. First published 2014 by Routledge 2 Park Square, Milton Park, Abingdon, Oxon OX14 4RN.
  8. How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School: Expanded Edition. Committee on Developments in the Science of Learning with additional material from the Committee on Learning Research and Educational Practice, National Research Council. NATIONAL ACADEMY PRESS Washington, D.C., 2000. http//www.nap.edu

 

Related Posts