Родители с детьми в музее: современные подходы к работе с семейной аудиторией

Поделиться:

Прокудина Д.А.

Статья посвящена анализу принципов составления семейных путеводителей, которые активно используются в зарубежной музейной практике, а в отечественных музеях широко не распространены. В центре исследовательского внимания опыт Метрополитен-музея в Нью-Йорке и Британского музея в Лондоне.

Важный сегмент аудитории, которому музей должен уделять особое внимание, – это родители с детьми, осматривающие музей самостоятельно. Эта категория посетителей требует помощи и поддержки. Большинство родителей не имеют глубоких знаний о коллекциях музеев. И даже в случае, если некоторые достаточно осведомлены о них, для того чтобы сделать посещение музеев интересным, нужно знать специфические способы доступного и увлекательного донесения информации до ребенка. Именно такая подача материала способна сформировать у него любовь к музеям, а не представление о том, что их посещение – скучное занятие.

Но если родители с детьми все же будут знакомиться с музеем самостоятельно, не прибегая к помощи экскурсовода, посещение музея может превратиться для них в замечательную возможность провести время в общении друг с другом, интересно и познавательно, оставив в памяти яркие воспоминания. В современной зарубежной музейной практике, особенно в музеях США, для этого активно используются семейные путеводители, которые помогают родителям с детьми в освоении музейных экспозиций. В связи с тем, что в отечественных музеях они широко не распространены, представляется актуальным описать возможности, которые они открывают, а также проанализировать принципы их составления [1].

Обратимся к опыту таких ведущих художественных музеев, как Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Британский музей в Лондоне.

Метрополитен-музей в Нью-Йорке около двадцати лет разрабатывает и предлагает посетителям семейные путеводители. Сегодня на информационных стойках музея можно взять брошюры, посвященные оружию и доспехам, азиатскому искусству, исламскому искусству, египетскому искусству (храму Дендура в крыле Саклера). Кроме того, значительное число семейных путеводителей, которые уже не издаются, можно скачать на сайте музея.

Метрополитен-музей по праву гордится своей обширной коллекцией оружия и доспехов, насчитывающей «около 14 тысяч предметов, среди которых более пяти тысяч – европейские, две тысячи – с Ближнего Востока и четыре тысячи – с Дальнего Востока» [2]. Разнообразные доспехи, особенно рыцарские, вызывают неизменный интерес у детской аудитории. Анализируя принципы составления семейных путеводителей Метрополитен-музея, обратимся к брошюре «Исследуй оружие и доспехи. Свирепый или причудливый?» [3].

На обложке путеводителя в стилизованной форме воспроизведено изображение из альбома турниров и парадов в Нюрнберге, созданного в конце XVI-середине XVII века. В нем представлена карта мира с обозначением стран, где были созданы артефакты, о которых будет идти речь в путеводителе, а также размещено обращение к ребенку: «Открой для себя свирепые и причудливые произведения искусства в галереях Метрополитен-музея. Они для битвы или просто для шоу? Для солдата или для короля? Используй карточки в этом путеводителе, чтобы найти произведения искусства. Переворачивай карточки, чтобы узнать забавные факты и получить руководство к действию» [3]. Для облегчения нахождения артефактов здесь размещена карта музея с обозначением залов, в которых они находятся. В путеводителях, посвященных исламской, азиатской и египетской культурам содержатся также имена, названия и термины, которые полезно знать.

Основное содержание путеводителя состоит из 6 карточек. На одной стороне карточки помещен заголовок, изображение артефакта, а также номер и название галереи, в которой он расположен. На другой – в рубрике «Смотри» ребенку предлагают внимательно рассмотреть артефакт и рассказывают интересные сведения о нем. Кроме того, здесь находятся одна, две или три рубрики, которые варьируются. В рубрике «Представь» содержатся вопросы, которые предлагают ему соотнести уведенное со своим жизненным опытом. Рубрика «А ты знал?» содержит интересные и впечатляющие факты о нем, а в «Нарисуй», «Напиши», «Создай» предлагаются творческие задания. Рубрика «Позируй» предлагает ребенку сымитировать выражение лица героя, а «Я разведчик» – загадать какой-то объект, а затем описать его своим близким с тем, чтобы они его нашли, после чего попросить их в свою очередь загадать экспонат.

Так, например, на карточке под заголовком «Подходит для принца» размещена фотография детских доспехов, а на другой ее стороне сообщается, что более трехсот лет назад пятилетний принц по имени Луис в этих доспехах участвовал в королевских парадах. Вероятно, их ему подарил его прадед, король Франции. Доспехи украшены геральдическими символами семьи. Ребенку предлагают найти льва, замок и цветочный узор флёр-делис, а также сообщают, что этот узор – символ Франции, а замок и лев символизировали Кастилию и Леон, королевства в Испании, которыми будет править Луис, когда вырастет. Затем ребенка просят представить, каково было бы ему самому двигаться, играть и бегать в обмундировании из стали? Ему рекомендуют придумать и нарисовать геральдический символ своей семьи, используя букву, цвет, животного или картинку, которые символизируют что-то важное для него.

На другой карточке изображена кольчуга с золотыми пластинами, а над ней заголовок: «Это не твоя обычная футболка». Здесь написано, что хотя эти индийские доспехи по форме похожи на футболку, они весят 23 фунта, больше, чем целый чемодан футболок. Грудь защищают две золотые пластины со словами молитв. Они скреплены пряжками в форме рыб, которые, как считалось, приносят удачу. Вероятно, эти экстравагантные доспехи принадлежали императору Великих Моголов Шаху Джахану. Ребенку предлагают найти в галерее еще одну кольчугу, украшенную красивыми письменами, и ответить на вопрос, чем эти две кольчуги похожи, а чем различаются? Также ему задают вопрос: что бы ты написал на кольчуге, что-бы защитить себя? Сообщается, что эти доспехи сделаны из маленьких металлических колец, которые соединяются вместе. На каждом из колец для защиты владельца поставлено клеймо с несколькими из 99 арабских имен Бога. На карточке под заголовком «Супер самурай» помещена фотография диковинных доспехов, на шлеме которых – фигурка летящего дракона. Необычен этот шлем и тем, что в нем прорезано большое отверстие для рта.

На карточке написано: «Столкнись лицом к лицу со свирепым драконом!» и сообщается, что этими доспехами владел японский военачальник. Он был могущественным и командовал большим числом самураев. Слово «самурай» означает «те, кто служат». Ребенку предлагают взглянуть на золотого крылатого дракона на шлеме, а также присмотреться и попытаться обнаружить второго дракона. Ему сообщают, что самурайские доспехи защищали воина с головы до ног, а также задают вопрос: «Какие части этих доспехов все еще используются сегодня в спорте или в других видах деятельности? Что и когда ты носишь, чтобы защитить свое тело?» [3]. Сообщается, что все эти доспехи сделаны из множества маленьких кусочков лакированного металла, соединенных шелковыми шнурками. Это делает их гибкими и позволяет самураю легко надеть перед сражением. Ребенку предлагают принять позу самурая и попытаться сымитировать свирепое выражение его лица, чтобы произвести впечатление на своих близких. В конце буклета содержится лист, на котором ребенку рекомендуют нарисовать свои собственные доспехи, вдохновившись увиденным в галереях.

Все семейные путеводители, доступные сейчас в пространстве музея, разработаны по такой схеме. Исключение составляет брошюра «Открой египетское искусство. Храм Дендура в крыле Саклера». В ней нет шести карточек, поскольку вся она главным образом посвящена одному экспонату. Но в остальном принципы ее составления остаются теми же. Экспонату уделено особое внимание – это единственный в США древнеегипетский храм. Он был подарен Египтом, перевезен и размещен в специально построенном для него музейном крыле [6].
Охарактеризовав особенности составления семейных путеводителей Метрополитен музея, обратимся к опыту Британского музея. Здесь семьям с детьми предлагаются два вида путеводителей. Детям от трех лет: «Цвет и форма», посвященный африканскому искусству, и «Время считать», знакомящий с искусством Азии, а детям от 6 лет: «Африка по всему миру», «Древняя Британия», «Древний Египет», «Древние греки», «Фантастические существа», «Путешествие по Японии» [7].

Обложки путеводителей поделены на две части. С одной стороны помещена половина фотографии экспоната, а с другой – также половина изображения предмета из современной жизни, функциональное назначение которого сходно. Например: фотография китайской керамической фигуры верблюда и изображение велосипеда; камень с египетскими иероглифами и блокнот; эллинистический скульптурный портрет девушки и фотоаппарат.

Последние изображены на обложке брошюры, посвященной древним грекам, на которой мы остановимся подробнее [5]. На первой странице размещено приветствие, а также фотография экспоната, представленного на обложке, но уже целиком. Под ним написано, что у древних греков не было фотоаппаратов, поэтому они использовали скульптуру, чтобы запечатлеть лица людей. Ребенку задается вопрос: «Как выглядело бы лицо скульптуры, изображающей тебя?» [5].

На следующей странице представлена схема музея. На ней выделены залы, которые, согласно маршруту, предлагается посетить. Ребенка приглашают совершить путешествие по тысячелетней истории Греции, чтобы узнать, как менялась жизнь и искусство на протяжении веков и как жили древние греки. Его просят быть наблюдательным, чтобы отыскать все необходимые объекты. Путеводитель структурирован по темам. Их шесть: античные мастера; встречай соседей; время вечеринки; с днём рождения, Афина; ходящие по воде; люди и портреты. 

Так в разделе «Встречай гостей» ребенку предлагают найти две статуи, фотографии которых приводятся ниже. Ему сообщают, что в эпоху архаики греки познакомились со своими соседями по Средиземному морю. Они основывали торговые города и обменивались представлениями об искусстве с людьми, которых встречали. Поясняется, что левая статуя из Египта, а правая – из Греции. Египетская скульптура оказала влияние на греческих мастеров, но затем они создали свой собственный стиль. Ребенку задают вопрос: «Какие сходства ты можешь заметить между этими статуями? А какие различия?» [5]. Затем ему рекомендуют вернуться к входу в зал и найти вазу с изображениями, представленными в буклете. Это фотографии различных существ, нарисованных на вазе: льва, оленя, кабана и др. Ребенку поясняют, что вазу использовали для смешивания вина и воды и просят найти этих существ на вазе.

В разделе «Время вечеринки» рассказывается о греческой культуре в эпоху ее расцвета. Города становились все больше и богаче. Было построено много выдающихся зданий. Ремесленники оттачивали свое мастерство, писатели создавали замечательные пьесы, а великие мыслители делились своими глубокими мыслями с другими людьми. У древних греков были популярны вечеринки. Предлагается исследовать витрины в этой галерее и найдите предметы для вечеринки. В буклете нарисованы и подписаны: чаша, кувшин, чашка, горшок с тремя ручками, а рядом с каждым из них стоит квадратик. Обнаружив эти объекты, ребенок должен поставить галочки в соответствующих квадратиках.

Ребенка также просят найти вазу, изображение которой представлено в буклете и сообщают, что на ней запечатлён греческий герой Тесей, сражающийся с мифическим существом по имени Минотавр. Гости на древнегреческих вечеринках рассказывали истории, вдохновившись мифами и легендами, представленными на вазах. Задается вопрос, из-за чего Тесей и Минотавр сражаются? «Теперь ваша очередь. Вместе приду-майте историю, используя это изображение в качестве отправной точки», – предлагают ребенку и его близким [5].
В разделе «Люди и портреты» говорится, что реалистичные скульптуры людей, называемые портретами, ста-ли популярны в эпоху эллинизма. Это немного напоминало то, как если бы люди смотрели на чью-то 3D-фотографию. Им нравилось видеть резные изображения лиц. Художники того времени были очень искусны в изображении людей.

В буклете помещены портреты девушки, пожилого мужчины и юноши. Ребенку предлагают ответить на вопрос: «А ты знаешь кого-нибудь, кто похож на них?» [5]. Всех участников просят по очереди выбирать скульптуру в зале и описывать ее. А остальных угадывать, о какой из них идет речь.
В конце путеводителя сообщается, что маршрут завершен, и всех приглашают вернутся к столу, где находится сотрудник, работающий с семейной аудиторией. Он ставит печать в специально отведенном для этого в буклете месте. Ребенку также предлагается в буклете указать свое имя, возраст, дату, а также экспонаты, которые ему понравились большое всего.

В путеводителе содержится и домашнее задание. На странице изображена половина вазы. Предлагается нарисовать вторую ее часть и раскрасить, используя только оранжевый и черный цвета – один для фигур, другой для фона. Кроме того, ребенку рекомендуется почитать греческие мифы и узнать о богах, богинях и героях, а также самому придумать мифическое существо и дать ему имя.
Анализируя принципы составления семейных путеводителей Метрополитен-музея и Британского музея, от-метим, что в них информация преподносится кратко и емко, в доступной ребенку форме. Ему предлагается соотносить увиденное с его собственным жизненным опытом и реалиями XXI века. Цель этого состоит в том, чтобы артефакты далекого прошлого не воспринимались отчужденно. Выполнение же задания поставить себя на место человека другой эпохи становится толчком для работы воображения.

Использование иллюстраций помогает ориентироваться в пространстве и находить указанные в буклете артефакты. Целый ряд заданий формирует навыки внимательного рассматривания экспонатов. Как известно, современное клиповое сознание не позволяет сосредотачиваться на деталях и делать самостоятельные обобщения. В контексте этой проблемы музей имеет редкую возможность развивать у детей наблюдательность и навыки аналитического мышления.

Представляется полезным обратить внимание на богатое разнообразие творческих заданий. Что бы ты написал на кольчуге, чтобы защитить себя, какой геральдический символ придумал бы для своей семьи, – подобные упражнения учат не бояться искать ответы на замысловатые вопросы и находить нестандартные решения. Стоит отметить широкое использование обоими музеями игровых элементов. Вовлечение в игру всей семьи создает непринужденную и веселую атмосферу.

Особенностью брошюр Метрополитен-музея является опора на факты, которые производят сильное впечатление, а также привлечение внимания к ярким и неординарным экспонатам. Это делается с учетом особенностей детского восприятия, позволяя постоянно удерживать внимание ребенка и в то же время не утомлять его.

Путеводители Британского музея примечательны еще и тем, что в них предлагается домашнее задание, а также учтен такой фактор, как удовлетворение от проделанной работы по выполнению разнообразных заданий, которое ребенок ощущает, получив печать в буклете.

Касаясь финансовой стороны вопроса, отметим, что создание семейных путеводителей высокого качества, которые распространяются бесплатно, достаточно затратно. Поэтому для реализации подобных проектов музеи привлекают спонсоров. Так, семейные путеводители Британского музея созданы при поддержке фонда The Helen Hamlyn Trust, а Метрополитен-музея – The Kathryn Cosgrove Netto Fund и The Arora Foundation.
В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что семейные путеводители постепенно войдут в отечественную музейную практику и будут использоваться в качестве эффективного инструмента работы с семейной аудиторией.

Поделиться: