Модерация как средство методического сопровождения педагогов в условиях цифровой образовательной среды

Поделиться:

Наталья Дмитриевна Вьюн, Московский городской педагогический университет

В настоящее время  во всем мире активно используются  такие понятия, как «цифровая дидактика», «цифровая образовательная среда», «цифровое образование».  Внедрение цифровизации затрагивает все сферы жизни современного общества. В том числе и важнейшее средство повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы – методическую работу.  

Методическое пространство, как отмечает М. М. Поташник,

«это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса» [10].

Преподавателю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать обмен профессиональным опытом.

Данные, полученные в результате исследования ответов 528 педагогов Приморского края в мае 2021 года  свидетельствуют о том, что действующая система повышения квалификации не способна решить проблему методического сопровождения педагогов.   80,7 % педагогов, участвующих в опросе,  сделали акцент в пользу самообразования, при этом 16, 3 %   –нашли для себя очную форму повышения квалификации с использованием дистанционных технологий, а 38,4% – предпочли очно-заочную форму с применением дистанционного образования.

Таким образом, возникает необходимость обновления профессионального образования педагогов, организации и создания благоприятных условий, позволяющих проявлять творческую активность педагогов, пересмотр моделей методической системы современного сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников, трансформации современного методического сопровождения, т.е. освоения педагогами новых форм общения и совместной деятельности в цифровой образовательной среде.

Одним из способов сопровождения педагогов, который отличается высокой результативностью и значительными возможностями организации сотрудничества, является модерация педагогической деятельности.

Moderare – в переводе с латинского – регулировать, приводить в равновесие, управлять.  Как образовательная технология организации групп модерации была впервые разработана в 60-е – 70-е годы XX века в Германии.

Современное значение модерации – технология организации интерактивного общения, в результате которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Актуальность вопросов организации модерации групповой работы в настоящее время важна в рамках методического сопровождения педагогов в условиях цифровой образовательной среды и оказания квалифицированной помощи в решении проблемных ситуаций.

 Это связано с тем, что:

  • во-первых, модерация методического сопровождения позволяет решить вопросы развития группы как коллектива и организации сотрудничества его участников в цифровой среде;
  • во-вторых, в рамках педагогического взаимодействия происходит формирование цифровых компетенций педагогических работников, необходимых в условиях развития и обновления социальных систем.

Изучив материалы отечественных исследователей технологии модерации группового взаимодействия, можно выделить характерные особенности:

  • сосредоточенность на конкретной проблеме;
  • ориентированность на кооперацию, сотрудничество;
  • исключение формального контроля и оценки;
  • включение способов деятельности, которые указывают путь решения проблемы для группы в условиях цифровой среды;
  • создание психологически комфортных условий для педагогов.

Важно отметить, что модератором определяют руководителя дискуссии, ведущего интернет-конференции. Модератор в данном контексте является нейтральным коммуникатором, деятельность которого направлена на поддержание комфортных отношений между членами группы в процессе взаимодействия. Модератор выполняет роль организатора, поэтому по отношению к нему предъявляется требование в виде определенных компетенций, которыми он должен обладать, например, знание техник, методов и приемов модерации в цифровом пространстве. Таким образом, можно сделать вывод, что модерация групповой работы в условиях цифровой среды является сложным процессом управления взаимодействием между педагогами в группе.

В отечественной и зарубежной литературе различают понятие “фасилитации” и “модерации”. Внешне эти два процесса группового сопровождения очень похожи. Фасилитатор, аналогично модератору, не должен влиять на ход встречи, а только подталкивать к обсуждению. В организации сопровождения педагогов в модерации и фасилитации используются практически те же средства визуализации: инструменты для обратной связи, онлайн-доски, стикеры.

В настоящее время модерация и фасилитация объединились в универсальную технологию. Её задача – организовать эффективное групповое взаимодействие. Задача модератора – помогать педагогам идентифицировать проблемное поле и находить решение в конструктивном взаимодействии.

Модерацию проводят в случае, если тема не является сложной.  При фасилитации организуется большая свобода, когда при решении проблемы дискуссия выходит из рамки решения задач. Следует отметить, что если в ходе встречи нужно предложить инновационную идею и прийти к общему решению, сгладив разногласия – оптимальной будет фасилитация. Если креативное мышление не задействовано, встреча запланированная, не предполагающая сложных решений – то  рекомендуется  использовать модерацию.

В настоящее время выделяют различные технологические модификации формата взаимодействия и сотрудничества в рамках модерации методического сопровождения. Отмечу те, которые можно эффективно использовать в цифровой образовательной среде:

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, англ. brainstorming)

 Модель решения проблемы, при которой участникам сотрудничества предлагают:

  • представить как можно большее количество вариантов решения задач, в том числе самых нереальных решений;
  • из общего числа идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике [4].

Данная техника реализуется с использованием цифровых платформ https://www.wooclap.com , https://www.mentimeter.com . Ресурсы позволяют организовать обратную связь в онлайн-режиме в асинхронном и синхронном форматах, использовать гибридный способ коммуникации.

Метод Уолта Диснея

Модель методического сопровождения относят к приемам креативного мышления. Техника эффективно реализуется для решения простых задач. Педагоги представляют поставленную проблему с трёх точек зрения: творческой, реалистичной и критической. Это позволяет всесторонне рассмотреть рассматриваемую задачу, и оценить стоит ли она потраченного на неё времени. Успех в решении задач достигается благодаря  возможности реализовать умение  не только генерировать новые идеи, но и анализировать, переосмысливать их.

Данный формат возможно реализовать с использованием платформы https://padlet.com . Модератор предварительно создает онлайн-доску и делает рассылку доступа, определяя единую точку входа в цифровой образовательной среде.

Метод «Шести думающих шляп»

В процессе взаимодействия педагоги ставят под вопрос исходные условия. Одним из примеров данной технологии является техника «Шесть думающих шляп» из технологии критического мышления. Под белой шляпой понимается – аналитическое мышление, под красной – эмоциональное мышление, под чёрной – критическое мышление, под жёлтой – оптимистическое мышление, под зелёной – творческое мышление, под синей – мышление в большой перспективе.

Техника «Шести думающих шляп» качественно и эффективно решает проблему, позволяя всем участникам группового взаимодействия рассматривать проблему одновременно, параллельно. “Надевая” шляпу определенного цвета, участники наблюдают решение вопроса соответствующего этой шляпе ракурса.

Данная модель реализуется на практике в условиях организации цифровой образовательной среды с использованием платформы https://miro.com/ . Ресурс позволяет не только визуализировать работу “здесь и сейчас”, но и сохранить совместные решения в разных форматах.

Метод «Mind-mapping» (интеллект-карты)

 Данный прием позволяет проектировать действия по плану. Визуализация содержания отражается в «стволе дерева», от которого расходятся «корни», т.е. от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде «ответвлений».

Интеллект-карты – это кустообразные картинки, изобретенные Тони Бьюзеном как способ представления и установления взаимосвязей в  мыслях. Техника реализуется по алгоритму:

  1. На листе бумаги в центре картинкой или одним-двумя ключевыми тегами определяется основное понятие или анализируемая проблема.
  2. Ключевое понятие выделяется графически.
  3. От основы, визуализируя связи, отрисовываются основные и связанные между собой понятия, свойства и т.п.
  4. Основные связанные понятия подписываются одним-двумя словами.
  5. Каждое связанное понятие делится на несколько более узких, т.е. наблюдается развитие понятий, детализация свойств, направлений работы.

     Данный формат эффективно реализуется с использованием платформы https://www.canva.com/ru_ru/, https://coggle.it . Шаблоны ресурсов дают безграничные возможности представления содержания проблемы, которая является значимой и актуальной для педагогов.

Метод WorldCafe («мировое кафе»)

Модель эффективно реализуется в процессе сопровождения педагогов, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями педагогов по важным вопросам и проблемам, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.

Образовательное событие с использованием метода WorldCafe проводится в соответствии со схемой:

  1. Начало. На данном этапе происходит разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, информирование правил работы.
  2. Основная часть. В рамках данного этапа взаимодействие педагогов организуется в формате трех и более раундов бесед с переходом в разные группы. «Кураторы групп» остаются на месте, а педагоги переходят в другие группы. Задача «кураторов групп» – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и отмечать новые идеи.
  3. Завершение. Участники групп возвращаются в «свои» группы. На данном этапе происходит обобщение идей «кураторами групп»: создание кластера идей, консолидация ключевых позиций, визуализация основных идей.

  Данная технология реализуется с использованием платформы https://zoom.us/. Возможности ресурса позволяют организовать сотрудничество педагогов в разных группах – залах. Модератору, как и участникам, предоставляется возможность переходить из зала в зал, фиксировать обсуждение задач на совместных онлайн-досках, сервисах обратной связи.

Технология Workshop (воркшоп)

Workshop – это современная модель сопровождения педагогов, основными принципами которой являются наличие большого количество практики и обучение навыкам работы в группе, команде; симбиоз теоретических презентаций, практических занятий и дискуссии по различным вопросам.

Воркшопы представляют собой мастерские, где собирается группа заинтересованных в решении определенной проблеме людей и специалист, демонстрирующий нюансы решения проблемы и помогающий разобраться на практике. Нужно отметить, что в процессе взаимодействия, теоретические знания педагогами уточняются, но решение практических задач является основой сопровождения.

Реализация воркшопа в условиях цифровой образовательной среды возможна  с использованием сервисов https://zoom.us/, https://www.classroomscreen.com/, https://pruffme.com/.

Систематизация ожиданий, настроений

Эффективность модерации любой ситуации групповой работы всегда начинается с вопроса об ожиданиях участников, при этом каждый педагог имеет право высказаться. Кроме того, модератор в процессе методического сопровождения отслеживает настроения. Данный формат реализуется с использованием платформы https://jamboard.google.com/, https://www.canva.com/.

В результате применения технологии модерации в рамках цифровой образовательной среды в процессе сопровождения педагогов достигается организация взаимопонимания, эффективного взаимодействие педагогов. Использование модерации приводит к повышению мотивированности педагогов, их профессионального развития и личностного роста.

Полный вариант статьи в Архиве: Интерактивное образование. 2021. №4. С. 28-31.

 

Поделиться:

Добавить комментарий