Реформирование и модернизация образования взрослых в европейских странах: шведский эдьютейнмент

Поделиться:

В статье раскрываются подходы к модернизации образования взрослых в европейских странах с позиции непрерывного образования и новых образовательных технологий. Обсуждается проблема и практика применения технологии эдъютеймента в народных школах Швеции.

Ольга Николаевна Мачехина, д-р пед. наук, доцент

Общеизвестным является факт большого внимания, которое уделяется в странах Европы непрерывному образованию. Непрерывное образование или lifelong learning, то есть, учение длиною в жизнь, в рамках Европейской стратегии занятости  определяется как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции [1].

Конечно, в каждой европейской стране система непрерывного образования имеет свои особенности, связанные с историей, религией, традициями и культурой того или иного народа.

Признанными официально лидерами по участию населения в непрерывном образовании странами являются Дания, Швеция, Финляндия, Франция и Нидерланды [2].

В 2015 году мне довелось принять участие в стажировке в образовательных организациях непрерывного образования взрослых в странах Северной Европы и Прибалтики. Стажировка включала в себя посещение лекций и мастер-классов специалистов по вопросам организации дополнительного образования взрослых, как работающих, так и находящихся на пенсии по различным причинам. Принимающие гиды-консультанты объясняли, что одной из важных задач, причём успешно решаемых, является  дидактическое обогащение образования взрослых. Именно этот аспект тогда вызвал у меня наибольший интерес. А что означает такое обогащение? Анализ источников позволил прояснить ситуацию. Для примера остановимся на организации непрерывного дополнительного образования взрослых в Швеции, занимающей второе место в указанном нами ранее европейском рейтинге.

Итак, обогащение означает, очевидно, изменение к лучшему.

Мы рассматриваем изменения в образовании в двух ракурсах, реформирования и модернизации.

Напомним, что мы предлагаем трактовать модернизацию образования как процесс и результат приведения ключевых характеристик общего, а также дополнительного образования, в соответствие с актуальными характеристиками общества на данном этапе, обусловленными перспективными вызовами и трендами, в соответствии с которыми проектируется социально-экономическое развитие. Реформа же образования представляет собой внедрение изменений (преобразований) в образовательную систему и образовательный процесс для повышения их результативности и эффективности, оцениваемых с позиций целей реформы [3].

Есть основания полагать, что для Швеции в контексте реформирования, то есть внедрения изменений в систему непрерывного образования взрослых, характерна трактовка этой отрасли педагогики –  андрагогики и её подотрасли геронтогогики (образование взрослых и пожилых людей), – как образования, направленного на совершенствование личности в области культуры и развитие творческого самовыражения. Истоки такого отношения, очевидно, находятся в концептуальной экономической модели шведского «государства всеобщего благосостояния», разработанной в 1960-х годах двумя экономистами Центрального объединения профсоюзов Швеции  Рудольфом Мейднером и Ёстой Реном [4]. Важной составляющей реализации этой модели была организация не просто непрерывного образования, а сетевого обучения на базе народных школ «Фолкбилдунг» (Folkbildning), которые появились в Швеции в начале XX века, когда большинство взрослого населения не имели возможности учиться в университете.

Следует отметить, что народные школы — это определённая традиция скандинавского образования, укоренённая в сознании граждан, подчас означающая посещение разнообразных занятий на протяжении десяти и более лет и непрекращающиеся поиски себя, например, в освоении народных ремёсел, фотографировании, пении, живописи, управлении сельскохозяйственной техникой, выращивании птенцов фермерских пород птицы.

Закономерно возникает вопрос, а что именно изменилось в системе непрерывного образования неработающих взрослых в связи с тем, что повсеместно активно внедряются новые образовательные информационные технологии. Возвращаясь к началу статьи, рассмотрим упоминавшееся дидактическое обогащение в контексте геронтогогики.

В наши дни оно выражается в повсеместном использовании в народных школах технологии эдьютейнмента.

Эдьютейнмент — гибридное понятие английского происхождения (edutainment), переведенное на русский язык при помощи транскрипции. Само же англоязычное понятие было получено при помощи слияния двух английских слов: education — обучение и entertainment — развлечение.

Вообще, сама парадигмальная концепция эдьютейнмента как альтернатива традиционной дидактике довольно широко распространена в зарубежной педагогике. Её разработкой занимаются такие ученые, как Я. Ванг [6], М. Эддис [7], Ш. Де Вари [8], Р. Донован [9] и др. Ключевая идея заключается в том, что необходимо побудить учеников, независимо от их возраста, обратить внимание на специально подготовленный учебный материал, пробудить интерес к нему, мотивировать принять участие в учебном процессе, то есть, собственно, развлечь. Также во время самого процесса приобретения знаний и освоения умений следует позаботиться о том, чтобы ученики получили удовольствие от этого процесса, полностью занять их и отвлечь от забот, тревожных мыслей или переживаний. В итоге необходимо помочь ученикам добиться полного погружения в процесс обучения
с удовольствием, сформировать у них стойкий интерес к учёбе и к продолжению занятий.

Современные дидактические средства эдьютейнмента делятся на несколько видов:

  • электронные системы (сетевые электронные учебники
    с гиперссылками на интерактивные ресурсы с занимательными заданиями и упражнениями, интерактивные версии музейных выставок и даже целых музейных экспозиций);
  • персональные компьютерные системы (электронные тренажеры, электронные энциклопедии, компьютерные или видео игры, аудио-
    и видеоприложения, в том числе, адаптированные для людей с особыми возможностями здоровья);
  • веб-технологии (электронная почта, социальные сети, блоги, чаты, видеоконференции, веб-квесты).

 Организовать занятия и мероприятия в формате технологии «Эдьютейнмент» можно в кафе, парке, музее, галерее, клубе, торговом центре, то есть везде, где можно получить информацию по какой-либо познавательной теме в непринужденной обстановке.

В современной народной школе Швеции создаётся уникальная атмосфера, благодаря которой обучение становится не тяжким трудом, а действительно удовольствием, как это заложено в концепции эдьютейнмента. При этом организация самого учебного процесса
в разных народных школах варьируется: так, где-то уделяют особое внимание стилю и функциональности учебного пространства, а где-то непременно организуют «обратную связь», проводя еженедельное анкетирование [10].

Повсеместное использование эдьютейнмента в 154 народных школах в Швеции мы рассматриваем как одно из направлений реформирования образования взрослых, но оно тесно связано с продолжающейся в настоящее время модернизацией этого уровня образования. Многие народные школы имеют особые профили, часто основанные на их связях с различными организациями и общественными движениями. В некоторых школах есть возможность жить в интернате бесплатно или с минимальной оплатой, в том числе, в виде общественно полезного труда на благо местного сообщества.

Полный вариант статьи размещен в Архиве: Интерактивное образование. 2021. №4. С. 4-6.

Поделиться:

Добавить комментарий