ТРЕНДЫ в образовании 2022

Поделиться:

Дмитрий Махотин, главный редактор журнала «Интерактивное образование»

Последнее десятилетие стало модным подводить итоги года и прогнозировать, какие приоритеты – формы, технологии, инструменты – станут активно обсуждаться и реализовываться в массовой практике.

В преддверии Нового 2022 года  мы решили предложить свой вариант – на основе материалов журнала «Интерактивного образования» и наиболее дискуссионных тем уходящего года… в первую очередь, всего того, что было связано с онлайн-формами и проблемами их реализации, а также цифровыми инструментами и технологиями, которые могут или должны помогать всем участникам образовательного процесса повышать его эффективность и качество.

  1. Массового перехода на онлайн-обучение НЕ будет.

Опыт широкого апробирования онлайн-обучения для всех уровней образования, начиная с детского сада и заканчивая вузовским и послевузовским образованием, за последние 2 года показал, что реально отсутствует готовность к массовому онлайн-образованию, как самих субъектов образовательного процесса (педагогов, преподавателей, обучающихся и их родителей), так и технического и организационного обеспечения… Возрастает, с одной стороны, напряженность между разными сторонами процесса обучения, так и отсутствие обычной цифровой культуры и грамотности… которую открыто демонстрируют, как снизу, так и сверху системы образования.

  1. MOOC уходят с рынка образовательных услуг.

Все больше зарубежных аналитиков говорят о падении рынка массовых открытых образовательных курсов…Интеграция крупных провайдеров MOOC с новыми образовательными платформами и решениями только подтверждает эту тенденцию. Все меньший процент «учеников» приступает к обучению и завершает онлайн-курсы. Уходят не только и не сколько сами MOOC, уходит сама форма «чистого» онлайна, которая в этих курсах преобладает…

  1. От онлайн к смешанным и гибридным формам обучения.

Об этом сегодня говорят и дискутируют все – от специалистов и исследователей до практиков и учащихся. И это несмотря на то, что дать точное понимание, что мы «смешиваем» и в каких пропорциях…и какие специфические формы (модели, технологии) мы выращиваем в естественных условиях образовательного процесса (а по-другому и не получится, искусственные среды в образовании появятся только в случае массового развития VR/AR или создания виртуальных миров от Цукерберга и др.), никто сегодня не может и мы просто используем «конструктивное», приближенное к реальности понимание смешанного/гибридного обучения. Но точно, что именно модели такого обучения будут предметом пристального внимания и исследователей, и практиков образования…а также разработчиков новых образовательных продуктов и платформ.

  1. Измерять трудоемкость обучения в часах станет неактуальным.

Привычка оценить объемы образовательных программ в часах до сих пор остаются актуальным. Несмотря на то, что давно стали говорить о «трудоемкости», т.е. количестве времени, которое тратит обучающийся на освоение программы (курса). При этом все производители образовательных программ заявляют об индивидуальных образовательных маршрутах и персонализированных траекториях из освоения…В этом и заключается основной парадокс XXI века: ведь каждому обучающемуся необходимо разное время для освоения программы – и вычислить среднее время или средний курс – не только противоречит индивидуализации/персонализации образования, но и не отражает конкретный набор умений/компетенций, которые формируются в процессе освоения программы.

Что придет на замену «часов» – ставшие популярными зачетные или кредитные единицы либо микросертификаты или микроквалификации – вопрос спорный…но точно в 2022 году эту проблему будут активно обсуждать и проводить апробацию новых «измерителей» объемов образования.

  1. Повышение ИНТЕРАКТИВНОСТИ образования.

И. конечно, мы не могли не остановиться на характеристиках, связанных с интерактивным обучением и интерактивными технологиями. Возможности современных цифровых технологий приводят к новым формам, в первую очередь, не обучения, а коммуникации и взаимодействия участников образовательного процесса…и эти коммуникации становятся все более разнообразными, многоканальными, персонализированными… На наш взгляд, это отражение такой характеристики систем, как интерактивность, которая позволяет обеспечить более эффективные связи между всеми…причем на системном уровне.

Среди таких инструментов можно отметить новые адаптивные платформы, чат-боты, элементы виртуальной и дополненной реальности, системные учебные метрики, подкасты и геймифицированные видео, разные варианты индивидуальной обратной связи и поддержка в обучении, смарт-системы и пр.

P.S. Определив ТОП-5 как позитивные тренды в образовании, которые в любом случае будут работать на развитие образовательных систем и процессов, обозначим тенденцию, которую скорее всего можно обозначить как «административную» – стремление многих сторон (как Заказчиков, так и Разработчиков образовательных продуктов и решений) к единой платформе, единому образовательному решению – в XXI веке это невозможно…

Поделиться:

Добавить комментарий