Сергей Пичугин, Любовь Громова, Академия социального управления (Московская область)
Сегодня ни для кого не секрет, что человеческий потенциал стал предметом глобальной конкуренции на рынке труда, что, соответственно, стимулирует развитие различных инициатив в области образования во всем мире. По данным доклада «Global Human Capital», Россия занимает уверенное 4 место в мире по объему человеческого капитала (охват населения разными уровнями формального образования), но при этом лишь 42 место по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности и 89 место в мире по доступности квалифицированных работников.
Отечественная система образования формирует огромный человеческий потенциал, который не оказывает серьезного влияния на успешное экономическое и социальное развитие страны. Для качественного прорыва – ускорения экономического роста нашей страны необходима смена образовательной парадигмы. На смену должна прийти современная начальная школа – лаборатория для исследования мира взрослых и краудсорсинг площадка, где разные поколения объединяются с целью договориться о том, что необходимо сделать сегодня для успеха завтра [3; 4].
В условиях стремительно меняющегося мира, произошла серьезная коррекция требований, предъявляемых к системе образования со стороны государства, увеличились притязания и запросы к результатам образования со стороны родительской общественности. Не стала исключением и наша страна, где по результатам опроса, опубликованного в мае 2021 года ВЦИОМ[2], 82% граждан РФ уверены, что российское школьное образование не готовит к самостоятельной жизни, а почти половина респондентов – 49% считают, что отечественное вузовское образование не готовит к самостоятельной профессиональной деятельности. В этой связи, непрерывно нарастет потребность в новых стратегиях обучения детей школьного возраста – в том числе, компетенциям, которые будут востребованы на рынке труда через несколько лет. Достижение таких результатов невозможно без качественного обновления работы учителя начальных классов и активного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые все заметнее становятся частью школьной жизни, а использование в образовательном процессе начальной школы цифровых образовательных платформ становится все более привычным [2].
В соответствии с действующей редакцией ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ. ФГОС НОО напрямую указывает на необходимость непрерывного профессионального роста и развития компетентности учителя начальных классов в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ.
Существующие в нашей стране проекты построения электронной образовательной среды (ЭОС) ставят целью усовершенствование методик обучения с использованием электронных (цифровых) материалов – как в очной, так и в дистанционной форме. Параллельно идет модернизация школ, обеспечение классов необходимым оборудованием и высокоскоростным доступом в Интернет – с тем, чтобы обеспечить возможность внедрения новых технологий. Главная задача таких проектов – стимулировать наибольший эффект от использования ИКТ в учебном процессе [6]. ЭОС подразумевает ИКТ-инфраструктуру, включающую совокупность программно-аппаратных средств для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Формирование ЭОС определяется нормативно-правовым, технологическим, операционным и информационным факторами. На сегодняшний день можно уверенно говорить о наличии положительного опыта создания ЭОС и активного использования ИКТ в образовательном процессе на уровне начального общего образования, что свидетельствует о развитии отечественной системы общего образования с учетом основных мировых трендов: использование цифровых образовательных ресурсов, социальных сетей и обновление роли педагогов в цифровой реальности.
Действующее нормативно-правовое законодательство в области образования напрямую указывает на необходимость непрерывного развития компетентности учителя начальных классов – его профессионального роста, который достаточно часто отождествляют с понятиями «профессиональное продвижение», «карьера», «рост профессионального мастерства», «повышение квалификации». Анализ научно-методической литературы, позволяет говорить о том, что перечисленные определения лишь частично характеризуют профессиональный рост учителя. Так, например, термин «профессиональное продвижение» трактуется как совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях. Понятие «карьера» определяется как успешное (не всегда) продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице, через которое человек добивается повышения своего престижа. «Рост профессионального мастерства» рассматривается как процесс увеличения и совершенствования знаний, умений и навыков в рамках конкретной профессии. Под «повышением квалификации» понимается один из видов профессионального обучения сотрудников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений [1].
В самом общем плане профессиональный рост следует понимать как комплексный процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходящих в личностном, предметном, функциональном, социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта. Анализ концептуальных подходов к дефиниции «профессиональный рост учителя» в современных научных исследованиях (А.В. Мудрик, Т.В. Пиджакова, М.М. Поташник, Е.А. Ямбург и др.) позволяет констатировать отсутствие единого взгляда на данную категорию. Профессиональный рост учителя чаще определяется как внутренняя потребность и стремлением к самосовершенствованию – приобретению знаний, умений и способов преобразования педагогической деятельности, позволяющих оптимально решать профессиональные задачи. Для определения понятия «профессиональный рост учителя» необходимо говорить о включении в него таких компонентов профессиональной деятельности, как: личностный, предполагающий развитие качеств личности учителя; предметный, предполагающий освоение предмета профессиональной деятельности учителя на основе профессионального мастерства; функциональный, предполагающий усложнение профессиональных функций и повышение их значимости; социальный, предполагающий изменение социального статуса учителя [5].
Следует отметить, что в качестве условия личностного развития и драйвера профессионального роста учителя, может и должна выступать ЭОС общеобразовательной организации, т.к. разрабатываемые и внедряемые ИТ-решения в этом случае сфокусированы на поддержку наиболее креативных и инновационных форм и методов обучения. Подтверждением этого тезиса служат, с нашей точки зрения, основные тренды информатизации школьного образования в мире:
- смещение парадигм обучения к онлайн, гибридной и др. моделям;
- использование и популяризация открытых данных и ресурсов;
- распространение подхода BYOD (Bring your own device), когда школьники используют в классе собственные мобильные устройства) и в целом мобильности;
- переход на облачные сервисы и постоянное их развитие.
Профессиональный рост учителя, как известно, происходит в процессе саморазвития, которое не может быть изолировано или оторвано от глобальных и системных изменений, происходящих в стране и в мире. По единодушному мнению специалистов, основных препятствий для внедрения инновационных технологий в российских школах два – стоимость и умение работать с решениями [6]. И, если первую проблему можно будет решать на перспективу за счет массовости – по мере распространения конкретной технологии или устройства ее цена становится ниже, то для решения второй проблемы потребуется комплексный подход. По мере все более активного внедрения в школах электронных устройств и цифровых технологий – необходимо будет модернизировать подготовку педагогов и программы повышения их квалификации.
Литература и электронные источники
- Громова Л.А. Проблемы профессиональной переподготовки учителей начальных классов // Герценовские чтения. Начальное образование. 2020. Т. 11, № 2. С. 149–153.
- Кулакова Н.В., Колесникова Т.А., Назранова К.А. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития словарного запаса младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 197–201.
- Пичугин С.С., Громова Л.А. Модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших школьников: от алгоритма к творчеству // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. 2021. № 3(156). С. 38–
- Пичугин С.С. Младший школьник в новом формате образования: дистанционное обучение // Начальная школа. 2021. № 2. С. 7–15.
- Трунцева Т.Н. Дистанционный модульный курс повышения квалификации: от проектирования к реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. 2021. Т 9. №1. С. 3–8.
- Электронная образовательная среда [Электронный ресурс]. URL: http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2015/12/04/otchet_elektronnaya_obrazovatelnaya_sreda_final_15.pdf (Дата обращения: 25.05.2021).
Другие статьи номера можно открыть в Архиве: Интерактивное образование. 2021. №4.