Елена Владимировна Богданова, канд. пед. наук, доцент
Одной из современных технологий конструирования программ дополнительного образования в условиях современных вызовов системе образования является педагогический дизайн. Эта технология позволяет формировать портрет целевой аудитории программы и выстраивать смарт-курс ее освоения с учтём выявленных образовательных потребностей и профессиональных дефицитов слушателей. Опыт реализации и внедрения таких программ в условиях дистанционного обучения представлен в данной статье.
В условиях системной трансформации современного общества существенным и бесспорным компонентом инновационного обновления вуза является внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Необходимость внедрения в образовательный процесс цифровых и информационных технологий вызвано постоянным ростом требований к качеству подготовки выпускников педагогических вузов, активным включением студентов в педагогическую деятельность уже на этапе обучения, реализацией принципа преемственности образовательных программ подготовки молодых педагогов, единством требований к качеству подготовки педагогических кадров. Применение в вузовском образовательном пространстве инновационных и информационных технологий способствует мотивации обучающихся к педагогической деятельности, продуктивному усвоению и запоминанию учебного материала, что неразрывно связано с решением задач повышения качества подготовки педагогических кадров, приведением системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога, с обновлением содержания общего образования.
Современные образовательные вызовы ставят перед системой высшего образования необходимость поиск иных подходов к содержанию и форматам реализации программ основного и дополнительного профессионального образования. Как показывают проводимые исследования слушателей программ дополнительного профессионального образования среди ключевых вызовов можно выделить следующие: изменение представления и запросов потребителей как на содержание программ, так и на формы их реализации; соединение онлайн и офлайн форматов включения слушателей в освоение программ; предоставление слушателям возможности построения индивидуальной траектории освоения программы; практико-ориентированный характер программ, позволяющий использовать полученные знания в реальной практике в режиме «здесь и сейчас».
Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.
Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:
- составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
- анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
- работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
- тестирование программы на фокус-группе;
- внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.
Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории.
Технологическим форматом разработки и реализации программ дополнительного образования стал проектный офис, рассматриваемый нами как «структурное подразделение компании или орган, осуществляющий поддержку реализации процессов управления проектом» [1]. Проектный офис может быть организован как временная структура для управления отдельным проектом и на постоянно действующей основе как офис управления корпоративными проектами.
В деятельности Института проектный офис как временная внедренческая струткура обеспечивал систему коммуникационных, информационных технологий и определенных стандартов осуществления деятельности по внедрению инновационных образовательных проектов и программ [2].
Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:
- «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
- «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
- «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
- «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;
- «интегрированный» проектный офис: применение единой методологии и единых принципов объединения проектов в программы; координация управления на уровне программ проектов; обучение и повышение квалификации персонала [3].
Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:
- партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
- индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
- модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;
- комплексность – как смешение онлайн и офлайн форматов освоения программ [4].
В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования Института можно привести три программы.
Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»
для целевой аудитории студентов педагогического вуза и педагогов, работающих в образовательных организациях [5]. Программа была реализована в формате хакатона, предполагающего реализацию трех блоков:
- образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
- проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
- внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
Вторая программа развития родительских компетенций «Узнай как» [6].
Целевая аудитория – родители, имеющие детей школьного возраста. Формат реализации программы – родительский клуб как неформальное пространство встреч и взаимодействия в офлайн и онлайн форматах со спикерами и экспертами. Инновациями в реализации этой программы стали создание пула наставников из самих слушателей программы, а также создание электронного курса в формате мобильного приложения для родителей.
Третья программа – «Продуктивные каникулы»
– программа для студентов, педагогов детских оздоровительных лагерей и других специалистов сферы детского отдыха и оздоровления. Формат реализации программы – playbook. Ее соавторами являются работодатели – сотрудники детских лагерей, что усиливает практический эффект программы и возможности трудоустройства слушателей в качестве вожатых. Для вхождения в программу и построения индивидуальной траектории на этапе старта программы участники проходят компетентностную диагностику в формате решения профессиональных кейсов, позволяющую определить уровень сформированности профессиональных компетенций и далее в зависимости от полученного результата, у слушателей есть возможность наряду с общими тематическими модулями программы выбирать для себя те модули, которые соответствуют результатам диагностики.
Таким образом, использование технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования позволяют как создавать программы в инновационных форматах с использованием информационных технологий, так и оперативно реагировать на изменяющийся заказ потребителей этих программ.
Литература и электронные источники
- Анцупов А.Б. Офис управления проектами как инструмент повышения эффективности организации / Информационный портал «Проектные сервисы». URL: http://www.pmservices.ru (Дата обращения: 30.08.2021).
- Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
- Сооляттэ А. Ю. Модели офисов управления проектами, программами, портфелями проектов. 2012. URL: http://www.bpm-cg.ru/materials/content/00007_soolyatte_PMO_10_%202012.pdf (Дата обращения: 30.08.2021).
- Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
- Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С., Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология: учебно-методическое пособие для студентов направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
- Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).