Российские ВУЗы попросили с американских образовательных порталов. Что дальше?

Поделиться:

Любовь Крашенинникова.

С интересом ознакомилась с реакцией руководства ведущих ВУЗов на отлуп, публично учинённый американскими МООС-провайдерами (https://education.forbes.ru/authors/coursera-edx?utm_source=dashamail&utm_medium=email&utm_campaign=240322).

Единой позиции у руководителей российского онлайн-образования, как мне показалось, нет, они в растерянности. Действительно, необходимость как-то справляться с ситуацией в нашем онлайн-образовании, опираясь исключительно на свои силы (ввиду того, что серьёзно возможности глобального онлайн-образования никто из них, судя по всему, не осваивал), свалилась на них неожиданно, как зима.

Почему ни один из ведущих ВУЗов не установил до сих пор отношения с национальным индийским МООС-порталом Swayam (2150 курсов от 135 индийских университетов), китайским Xuetang (5 368 курсов), с независимыми МООС-провайдерами (Independent)?

Надо очень не хотеть заниматься этим, чтобы не поинтересоваться хотя бы: а есть ли в мире что-то, кроме Coursera/edX? Их (то есть — нас) турнули с американских порталов, мы утёрлись и выразили надежду, что нас туда снова пустят. 

И почему «переезжать» надо именно на НПОО? Томский государственный университет, например, двинул на Stepik, и можно догадаться почему. По мощности (числу зарегистрированных слушателей) НПОО где-то на 37 месте среди других 50 глобальных, региональных и локальных МООС-порталов (данные Class Central). Ни один из русскоязычных курсов (всего их предлагалось 638 на начало 2022 г.) ни разу за всю историю составления этого рейтинга (с 2015 г.) не попал в число 100 лучших онлайн-курсов «всех времён и народов» по версии того же глобального агрегатора Class Central, включая и те, что размещены на НПОО.

Всё это (но не только) говорит о том, что российские ВУЗы не слишком активно, мягко говоря, занимались созданием и размещением на НПОО курсов мирового уровня. Как эксперт, несколько лет занимавшийся оцениванием качества онлайн-курсов, поданных на конкурс EdCrunch Award, я знакома с политикой некоторых ВУЗов: высококачественные курсы — для Coursera, а для внутреннего потребления — как получится. Например, на конкурс EdCrunch Award иногда подавались созданные в ведущих российских ВУЗах англоязычные курсы, сделанные для той же Coursera, и не имеющие аналогов на русском. На мой вопрос «Для какой аудитории создан ваш курс?», разработчики отвечали, что студенты их университетов в такой степени хорошо владеют английским, что для них курсы сразу приходится делать именно на английском. Оставим эту версию на совести разработчиков.

Я бы сделала из этого мини-анализа следующие выводы:

  1. О том, что, если мы будем себя хорошо вести, нас соблаговолят пустить обратно на американские МООС-порталы, надо забыть.
  2. Чтобы не исчезнуть из поля зрения мирового онлайн-образования, разместить наши курсы (они уже переведены на английский или созданы сразу на нём) на других глобальных и региональных зарубежных порталах, возможно, осуществив соответствующую локализацию.
  3. От переноса курсов ведущих российских университетов на НПОО наше и зарубежное онлайн-образование только выиграет (если удастся решить сопутствующие технические, организационные и административные проблемы, включая перевод на русский язык курсов, изначально сделанных на английском и наоборот).
  4. Задействовать для локализации курсов-«изгнанников» иные (кроме НПОО) российские образовательные порталы (Stepik, OpenProfession, Лекториум, Universarium, порталы университетов и корпораций).
  5. Хорошо бы иметь список курсов-«изгнанников» с указанием на их текущую локализацию.

Спасибо за время, потраченное на чтение моего текста, где так «многабукоф». Надеюсь, это оказалось не совсем бесполезным)

Поделиться:

Добавить комментарий