
Баранников Анатолий Витальевич
Умное образование – мудрый собеседник,
который всегда готов помочь
и знает, как это сделать.
Сложившаяся (традиционная) парадигма обучения постоянно подвергается критике за то, что она излишне искусственная, жесткая и не отвечает социально-культурной и экономической направленности современного общества. С развитием цифровых (интеллектуальных) технологий и с появлением основанных на них методов обучения меняются подходы к получению образования.
Сегодня сам человек с использованием умных устройств конструирует собственное образование, способы его приобретения и ждет от него активной помощи и «советов» в организации своей жизни. Поэтому вовлечение учащихся в формирование образования, придания ему функции организатора и активатора самой разнообразной деятельности человека становится универсальным требованием в современной стратегии научения.
Современные цифровые технологии позволяют учащимся из потребителей информации превращаться в независимых ее создателей и поставщиков. Чтобы эффективно обучать учащихся с учетом этой тенденции, изменения в образовании неизбежны.
В связи с этим появляются и новые ключевые понятия: умное образование, умное получение знаний (умений), компетенций, умная учебная среда (интеллектуально-активное обучающее окружение), умная педагогика, умные (направляющие и организующие познавательные процессы) учебные действия и поведение, безбарьерное (без границ) обучение на всем информационно-образовательном пространстве.
Сегодня формируется новая философия научения в системе умного образования (в том числе и при подготовке и повышении квалификации). Она основана на развитии человека в гибридной структуре цифровой действительности и онлайн-офлайн образования, готовности человека к персональному и автономному, формальному и неформальному смешанному (в реальном и виртуальном пространстве) учению и самообразованию на протяжении всей жизни (в том числе профессиональному).
Такая философия научения предполагает:
- ) обеспечение учебно-программного взаимодействия социальных институтов, культуры и образования, развивающих личностно значимые образовательные (социальные) взаимоотношения и обучающее окружение;
- ) осуществление учебно-организационной деятельности в рамках существующих традиций и современных вызовов;
- ) включение в систему образования внешкольных информационных, образовательных и социально-культурных ресурсов, обеспечивающих устойчивое научение.
В этой социально-образовательной деятельности важны такие процессы, как:
- актуализация и активизация имеющихся знаний и опыта на основе инициативности и мобильности;
- контекстуальное расширение деятельности и коммуникационно-образовательное многообразие;
- способности конструировать свои действия и самоорганизация;
- осуществление текущего и перспективного планирования, нацеленность на самостоятельное решение проблем;
- управление учебными процессами, контроль и оценка, самоконтроль и самооценка.
Инновационная деятельность, соответственно, выстраивается с опорой на учащегося, а обучение в общеобразовательных учреждениях ориентируется на актуальность, активность и устойчивость приобретенных знаний и компетенций, поэтому направлено на:
1) формирование взаимосвязанной социальной и образовательной системы;
2) обеспечение необходимыми ресурсами для самообразования участников образовательных процессов;
3) создание условий, механизмов управления образованием участниками, поддержки психолого-педагогического взаимодействия учителей и учащихся;
4) подготовку, переподготовку и повышение квалификации учителей с позиции развития у них умений строить интеллектуально насыщенное (умное) обучающее окружение и пользоваться им.
В предлагаемом цикле статье дается обоснование и определение умного образования, показываются его структура и пути организации.
В исследовании:
- представляются концептуальные основания (теория и практика) осуществления в школе умного образования;
- предлагается многоуровневая структура выстраивания и реализации умного образования;
- даются ключевые характеристики интеллектуально-активного обучающего окружения, способствующего получению умного образования;
- рассматриваются пути постоянного обновления знаний (умений, компетенций) как компонент личностного роста (в настоящее время и в перспективе) в системе непрерывного образования;
- показано формирование активной образовательной позиции учащихся как фактора результативности умного образования.
В исследовании также обозначаются:
(1) концепция умного образования и концептуальная основа его реализации;
(2) гибридная структура организации умного образования в открытом школьном пространстве;
(3) построение технологической поддержки и показывается роль интеллектуально-активного обучающего окружения;
(4) пути содействия умному образованию, и как можно обеспечить его функционирование и развитие;
(5) на что следует обратить внимание организаторам образования и учителям, заинтересованным в разработке умного образования;
(6) формирование обучающей архитектуры устойчивого научения с опорой на ключевые функции ученической жизненной (образовательной) реальности;
(7) как подходить к проблемам умного образования и принимать решения по его выстраиванию в социально-образовательном пространстве (онлайн-офлайн).
……. ……………. ………………………
Целостная концепция умного образования включает в себя адаптивное, самоуправляемое и мотивированное, не требующее одного места и времени, обучение, основанное на осознании и осмыслении учащимся себя как конструктора учебной действительности (да и любой другой).
Это важно для функционирования умного образования, поскольку оно в значительной степени зависит от умений использовать не только информационные и коммуникационные технологий и компетенции, но и способности (умения) учащегося понимать происходящие образовательные процессы, себя и свою учебно-организационную деятельность.
Умное образование осуществляется через взаимовоздействие (учащегося на обучение, а обучения на учащегося) с опорой на интерактивные (влияющие друг на друга) интеллектуально-насыщенные устройства (технологии). Оно вносит в учебные действия (поведение) учащегося возможность интегрировать информацию о способах обучения, о взаимодействии с информационно-социальными сетями и визуальной реальностью, об инструментах научения.
Умное образование – это формирование учащимся у себя умений организовывать (активизировать) вокруг себя обучающие компоненты познаваемой действительности для поддержания своего учения,
что включает:
- выбор источников консультационного сопровождения по развертыванию и использованию онлайн (офлайн)-ресурсов (цифровых технологий);
- выстраивание конструктивных отношений и социально-учебного общения с другими образовательными (научными) организациями основного и дополнительного образования;
- установление связи со специалистами (в том числе учителями) из разных областей школьного знания для поддержки индивидуального (группового) социально-образовательного продвижения;
- совместное построение и содействие друг другу в реализации школьной образовательной программы (стратегий и методов) научения;
- выработку учебного поведения (активной образовательной позиции) и обратной связи с учителями и сверстниками для эффективности используемых
- стратегий;
- участие в информационно-образовательном взаимодействии (в обмене знаниями и способами работы) с другими учащимися, оказание помощи друг другу в планировании и осуществлении учебной деятельности;
- поочередное выделение групп учащихся, которые выступают в роли помощников учителя в организации учащихся, испытывающих трудности;
- разработку на этой основе соответствующих подходов и способов изучения обучающего материала.
Полный текст статьи:
Баранников А.В. Умное образование: новая философия или позиция личности? // Интерактивное образование. 2023. №1. С. 2-9.