В статье рассматриваются принципы педагогического дизайна, определяющие своеобразие формирования личности студента, его профессиональных интересов и образовательной среды, отвечающей образовательным потребностям обучающихся (клиентам).
Марина Михайловна Шалашова, д-р пед. наук, профессор; Наталья Ивановна Шевченко, канд.пед.наук, доцент (Институт непрерывного образования, Московский городской педагогический университет)
Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессионализму, культуре и личностным характеристикам педагогов. Модернизация высшего и среднего профессионального образования (СПО, ВО) ориентирует на формирование современных профессиональных компетенций у будущих педагогов, что требует проектирования образовательной среды, способной мотивировать на постижение профессии, мастерства. Реализация мероприятий по внедрению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» актуализируют проблему разработки новых моделей и содержания подготовки и профессионального развития педагогических кадров.
Основная цель профессиональной деятельности педагогов системы СПО, ВО и дополнительного профессионального образования (ДПО) состоит в организации деятельности обучающихся по освоению знаний, формировании и развитии умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, создания педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении их образования.
Переменчивость рынка влечет изменение требований к работникам, обновления программ подготовки педагогов с учетом современных трендов и вызовов, среди которых неопределенность «образа будущего» и стремительность развития информационной среды и образовательного пространства.
Новые цели образования побуждают к поиску инструментария для их достижения. В этих условиях актуализируется значимость педагогического дизайна по созданию развивающей, профессионально ориентированной образовательной среды подготовки будущих специалистов.
Подготовка профессионала, включая педагога, во многом определяется средой, которая влияет на индивидуальное мировосприятие студента. В условиях усложнения социальной жизни, технизации и технологизации социокультурной среды, важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит обучающимся возможность удовлетворения и развития образовательных, личностных и профессиональных потребностей и интересов [4].
Индивидуальный опыт обучающегося является основой для взаимодействия со средой и его саморазвития. Как отмечал Л.С. Выготский, педагог может быть бессилен в непосредственном воздействии на ученика, но он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду [3]. Ученый подчеркивал, что среда не представляет собой застывшее, аморфное и неизменное явление. Среда динамична, переменчива, единой среды не существует в реальности.
Появление термина «среда» в отечественной педагогике и психологии в XX веке связано с С.Т. Шацким («педагогика среды») [10], П.П. Блонским («общественная среда ребенка») [1], А.С. Макаренко («окружающая среда») [7].
В современной отечественной педагогике и психологии образовательную среду вуза ряд современных ученых (Б. Боденко, А. Куракин, Ю. Мануйлов, А. Хуторской и др.) представляют как естественное и искусственно созданное социокультурное окружение человека, включающее учебное содержание и различные средства образования, обеспечивающие продуктивную деятельность обучающихся и благоприятные условия для этого. При этом среда определяется как некая субстанция, отличающаяся от пустого, незаполненного людьми пространства.
Образовательную среду вуза ряд современных ученых (Б. Боденко, А. Куракин, Ю. Мануйлов, А. Хуторской и др.) представляют как естественное и искусственно созданное социокультурное окружение человека, включающее учебное содержание и различные средства образования, обеспечивающие продуктивную деятельность студентов и благоприятные условия для этого [11].
Образовательная среда, востребованная и создаваемая в вузах, ориентирована на предоставление возможности обучающимся идентифицировать себя в социуме, удовлетворение собственных потребностей в обучении, восприятии образования как личностной ценности. Актуализация идеи о проектировании образовательной среды, соответствующей своеобразию сообщества обучающихся, связано с внедрением инновационных педагогических технологий, проектированием современного содержания образования, увеличением объема самостоятельной работы студентов, изменением системы диагностики и контроля образовательных результатов, предоставления возможностей для профессиональных проб и получения первого опыта и т. п. [9].
Исследование наиболее успешных образовательных сред, проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показало, что для ее создания необходимо, чтобы педагоги:
- владели предметным содержанием и методикой его преподавания;
- применяли методы и стратегии обучения в зависимости от условий и в соответствии с поставленной задачей;
- способствовали самостоятельным исследованиям обучающихся;
- понимали, как происходит обучение в целом и в каждом индивидуальном случае, какова мотивация каждого студента, чем он живет за пределами аудитории;
- сотрудничали с другими преподавателями, профессиональными ассоциациями и союзами;
- использовали технические устройства для эффективного обучения, оптимизировали использование цифровых ресурсов в обучении и применяли информационные системы для отслеживания прогресса каждого студента;
- разрабатывали, управляли и планировали обучающую среду в сотрудничестве с другими педагогами, представителями работодателей и партнерами;
- умели осуществлять рефлексию по отношению к собственной практике и учились на собственном опыте и опыте других [13].
При разработке учебного курса важно обеспечить доступность восприятия его содержания, возможность применения полученных знаний в практике. С этой позиции в педагогический дизайн включены восемь принципов Роберта Ганье, одного из основателей педагогического дизайна [12].
Основатель педагогического дизайна в России А.Ю. Уваров рассматривает педагогический дизайн как приведённое в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении, и обучении) в процессе проектировании, разработки, оценки и использования учебных материалов [8]. Однако, на наш взгляд, важно рассматривать технологическую составляющую, обращать внимание на мотивационный аспект образовательной среды. Позиция К.Г. Кречетникова наиболее близка нам. Он указывает, что основная цель педагогического дизайна состоит в создании и поддержании для обучающегося среды, в которой, на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов [6].
Применение педагогического дизайна при создании каких-либо образовательных ресурсов предоставляет возможность спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы он был наиболее эффективным и результативным, технологично спроектированным. Для этого необходимо знать и соблюдать стадии процесса педагогического дизайна.
Педагогический дизайн основывается на следующих базовых принципах:
— научности – использование теоретически обоснованных и апробированных методов и средств организации обучения;
— наглядности – оправданное использование максимального числа каналов восприятия информации обучающимся;
— доступности – уровень сложности знаний должен находиться в зоне ближайшего развития обучающихся;
— непрерывности и преемственности – обеспечение согласованности
учебных курсов, порядков, правил и средств их освоения;
— комфортности – обеспечение для обучающихся удобства и эргономичности восприятия» [6].
Задача педагогического дизайна – проектировать конкретные педагогические действия для достижения запланированных педагогических результатов; процесс принятия решений о наилучших педагогических методах для осуществления желаемых изменений в знаниях и компетенциях с учетом содержания и целевой аудитории. Таким образом, педагогический дизайн имплицирует педагогические и психологические инструменты влияния на личность обучающегося для качественного проектирования личностно-ориентированной, индивидуально направленной образовательной программы и оптимальной среды ее освоения.
Деятельностный подход в проектировании образовательной среды ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося.
Важным для нас является принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности. Он предполагает формирование положительного, заинтересованного отношения участников образовательного процесса к разработке и осуществлению проектов образовательной деятельности обучающихся, которое проявляется в добровольном и активном участии в этой деятельности.
Данный принцип требует:
- разъяснять студентам необходимость и целесообразность разработки индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий), опираясь на аргументы, запросы обучающихся;
- включать студентов в коллективное обсуждение достоинств, проблем, трудностей проектирования и путей их преодоления;
- учитывать интересы, потребности и возможности всех участников педагогического процесса при разработке образовательной программы;
- обеспечивать добровольность участия студентов и иных представителей образовательного сообщества в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов;
- осуществлять контроль результатов, поощрять инициативу участников образовательного процесса в создании и реализации программ.
Реализация деятельностного подхода в обучении предполагает субъектную позицию обучающегося [5]. Поэтому при разработке индивидуальной образовательной программы (маршрута/траектории) важны обоснование ее содержания, целеполагание с участием обучающегося, возможность обсуждения его жизненных и профессиональных планов, что тем самым подтверждает целесообразность проектирования. Педагогический дизайн предполагает также самодиагностику, самоанализ возможностей, проблем, трудностей и достижений.
Создание основной профессиональной образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) следует осуществлять в сотрудничестве со всем образовательным сообществом (педагоги, тьютор, куратор, администрация образовательной организации, работодатели, социальные партнеры и т. д.), заинтересованным в результатах образовательной и социокультурной деятельности. Целесообразно организовать совместную деятельность участников для решения вопросов психолого-педагогического сопровождения этого процесса, сообща обсуждая организацию и результаты проектирования.
Принцип комплексного подхода к проектированию образовательной среды состоит в учете различных сторон и аспектов деятельности (в частности, предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействие с социальными партнерами; система отношений обучающегося к миру, другим людям, себе самому), а также в учете различных внешних компонентов (факторов, условий, сил и субъектов, влияющих на расход ресурсов, риски, эффективность и общую ситуацию в сфере образования). Следует учитывать, что порой понятия «образовательная среда» отождествляют с понятием «образовательное пространство». Анализ показал, что понятие «пространство» не предполагает включенность в него человека. Это позволяет утверждать, что пространство может существовать и независимо от самого человека. В отличие от пространства, среда подразумевает участие субъекта, это влечет взаимовлияние, взаимодействие его с окружающими объектами и субъектами, изменение их. Поэтому среда отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека [11]. В условиях образовательной среды формируется личность с ее особенными качествами за счет овладения межпредметными, надпредметными связями, которые образуют данную среду. Стандартизация высшего образования направлена также на решение этой новой сложной цели – развитие личности студента, его профессиональной социализации. Инициатива и инновации преподавателей обогатили и наполнили новым смыслом содержанием эту тенденцию.
В заключение отметим, что формируют профессиональные компетенции студента-выпускника не только учебный план, индивидуализация обучения, методы обучения, но и образовательная среда университета, которая становится частью его жизни на период обучения, в которой он ищет смыслы будущего, единомышленников, развивается, самореализуется, приобретает знания и социальный опыт. Подготовка выпуска всецело зависит от характеристик, своеобразия образовательной среды, созданной на основе комплекса принципов педагогического дизайна, предназначенных для решения обновляющихся задач профессионального образования.
Литература и электронные источники
1.Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / Редколл. Б.Л. Есипов, Ф.Ф. Королёв, С.А. Фрумов; сост. Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева. М. : Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 371 с.
2.Боденко Б.Н., Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления школьника в образовательной среде: Науч. изд. М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. — 93 с.
3.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
4.Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная середа»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 4. С. 187–190.
5.Дорофеев А.В. Принцип многомерности в компетентностном образовании [Электронный ресурс] / А. В. Дорофеев, А.Ф. Латыпова. URL: http://www.sworld.com.ua/konfer38/174.pdf (дата обращения 10.12.2019 г.)
6.Кречетников К.Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2005/Troitsk/2/2-0-9.html (дата обращения 10.12.2019 г.)
7.Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. — 136 c.
8.Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Информатика. №30. 2003. С. 2-31.
9.Шапран Ю.П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. 2015. №7. С. 881-885.
10.Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина. М.: Сфера, 1980. — 305 с.