Информационно-публицистический образовательный журнал

Проектирование образовательных программ на базе «принципа Анны Карениной»

В статье выдвигается гипотеза об уместности «принципа Анны Карениной» для проектирования качественных образовательных онлайн-программ.

Любовь Вениаминовна Крашенинникова

Развитие и обучение детей и взрослых происходит в образовательной среде, которая является подсистемой социокультурной среды. В настоящее время в связи с развитием информационных технологий и цифровизацией образования социокультурная среда и её подсистема – образовательная среда – претерпели существенные изменения. В результате, в полном соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского [1], изменились также высшие психические функции. Так, изменения претерпели такие высшие психические функции, как память и мышление [2].

Современная образовательная среда характеризуется как, прежде всего,  сложная, избыточная и вариативная. Сложность среды выражается в наличии большого числа операторов рынка образовательных услуг, многие из которых появились совсем недавно, но развивались чрезвычайно быстро. К таким относятся, например, глобальные образовательные порталы (Cursera, edX и др.). Операторы рынка, как давно существующие (классические университеты), так и вновь возникшие, связаны между собой многочисленными связями, как сильными (провайдеры массовых онлайн курсов и университеты, от которых они «отпочковались»), так и слабыми (университеты «цифровой Лиги плюща»). Это создаёт дополнительные уровни сложности в цифровой образовательной среде.

Характеристиками, присущими современной образовательной среде, являются также её избыточность и вариативность. Для подтверждения этого тезиса достаточно вспомнить статистику предложения массовых онлайн-курсов (МООС): на конец 2019 г. насчитывалось более 13-ти тысяч курсов, разработанных в более чем 900-стах университетах. Кроме отдельных курсов, провайдеры МООС предлагают также программы, направленные на освоение узкого набора навыков (специализации, XSeries и пр.), а также программы уровня магистратуры [3]. Предлагаемые курсы, программы охватывают все представимые области знаний от STEM-дисциплин до бизнеса, позитивной психологии и средств достижения субъективного благополучия [3].

Помимо сложности, современная образовательная среда характеризуется неопределенностью и изменчивостью. Так, в 2019 г. на рынок были выведены 2500 новых МООС, а также 170 «малых степеней» (квалификаций, предлагаемых университетами через провайдеров МООС) и 11 академических степеней, получаемых в результате обучения исключительно на МООС.

В своём докладе на глобальной конференции по технологиям в образовании EdCrunch 2018 основатель и руководитель образовательного  портала edX Анант Агарвал охарактеризовал образование ближайшего будущего как: а) непрерывное, в течение всей жизни, б) модульное, в) «всеканальное» (omnichannel). Такая модель образовательной среды позволяет с высокой степенью вероятности утверждать, что сложность, неопределённость и вариативность этой среды сохранится в средне- и долгосрочной перспективе.

Цифровизация всех сфер жизни, включая образование, привела также к изменениям в высших психических функциях: мышлении и памяти. Линейное, логическое мышление всё чаще замещается мышлением «клиповым», основанным на очень коротких, в основном в формате видео, блоках информации. Запоминание фактов индивидуумом замещается распределением памяти между членами группы и, в более общем смысле, запоминанием мест, где эти факты можно найти. Этот тип памяти –  трансактивная память, а также признание социальной природы знания играют всё большую роль в обучении и развитии современных детей.

Такие особенности современной образовательной среды требуют разработки соответствующих им образовательных программ, отражающих сложность и неопределенность образовательной среды, а также новых способов оценки качества таких программ. Например, тематика и контент программ должны обновляться существенно чаще, чем это было принято еще 4-5 лет назад, включать как базовую (неизменную, отражающую сущностные цели обучения на программе) часть, так и вариативную, отражающую актуальные изменения в понимании данной области знаний. Педагогический дизайн программ должен предусматривать возможность обучения по индивидуальной образовательной траектории, включая собственный темп, ритм, повторения, итерации и пр. Контент должен быть в постоянном доступе и разбит на менее объёмные – по сравнению с ранее существовавшими нормами –  блоки информации и включать видеофрагменты продолжительностью не более 12 ± 2 минуты. Доставка контента должна осуществляться по разным каналам от очного общения до мобильных приложений. 

При проектировании таких образовательных программ для достижения их достаточно высокого качества необходимо опираться на концептуальные основы (принципы, подходы, концепции, модели), отражающие сложность и современной образовательной среды. В числе таких концепций можно назвать «принцип Анны Карениной», введенный  в научный дискурс американским эволюционным биологом и биогеографом Джаредом Даймондом в его книге «Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ» [4].  Вкратце этот принцип описывается с помощью метафоры, взятой из одноимённого романа Л.Н. Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастна по-своему».  То есть, если успех или неуспех сложного проекта зависит от реализации целого комплекса факторов, то отсутствие реализации хотя бы одного из них приводит к провалу проекта, но каждый случай такого провала не похож на другой. В настоящее время «принцип Анны Карениной» активно применяется для анализа, проектирования и прогнозирования поведения сложных систем в социологии, экономике и в других общественных науках.

Если попытаться рассмотреть программы для онлайн-образования с точки зрения их сложности и необходимости для их успешной реализации целого комплекса факторов, то станет очевидной уместность принципа Анны Карениной для проектирования таких программ [5]. Так успешные, востребованные на рынке онлайн курсы и их совокупности (gрограммы, cпециализации) сочетают в себе актуальность темы, эффективный педагогический дизайн, открытость, харизматичность ведущих, ориентацию на слушателя,  результативные средства продвижения, наличие подтверждающего успешное обучение документа (cертификата) и т.п.

Рассмотрение практики проектирования образовательных онлайн-программ свидетельствует о том, что необходимость реализации комплекса факторов для успеха программы выливается в разнообразие требований к её разработке, пусть даже на минимальном уровне. Так, минимальный проверочный список глобального образовательного портала Coursera, используемый при педагогическом проектировании массовых открытых онлайн-курсов, включает ряд разделов:

  • Структура курса и цели обучения.
  • Видео и слайды.
  • Сообщество курса.

В каждом разделе имеются как обязательные требования, так и дополнительные рекомендации на базе лучшей практики.

Структура курса и цели обучения

Обязательные требования:

  1. Наличие приветственного модуля или видео.
  2. Формулировку не менее 4-х конкретных, измеримых целей обучения, перечисленных на странице с описанием курса.
  3. Распределение контента (не менее 15-ти академических часов) на 4-6 недель.
  4. Использование специального инструмента создания целей для описания целей обучения каждого модуля.
  5. Наличие информативных, описательных и привлекательных названий для всех уроков в рамках курса.
  6. Включение в каждый модуль (кроме приветственного) контента в объёме 1-3 часов, направленного на вовлечение слушателей и за который не выставляются оценки (например, видео, текстов, тренировочных заданий).

Дополнительные рекомендации:

  • Курс должен излагаться языком, ориентированным на учащихся и доступным для представителей разных стран.
  • В курсе должна быть вкладка «Ресурсы» с перечнем дополнительных материалов и текстов для тех, кто хотел бы глубже изучить тему.
  • В каждом модуле должно быть не менее одного задания на оценку.
  • Контрольные задания на оценку соответствуют целям обучения и требуют более глубокого (по сравнению с тренировочными заданиями) знания темы. Учащиеся вовлекаются в их выполнение более полно и глубоко. Выполнение заданий занимает не менее 30-ти минут.
  • В каждом модуле должно быть не менее 10-ти тренировочных вопросов с немедленной обратной связью, соответствующих заявленным целям обучения.
  • Тесты сопровождаются пояснениями каждого из вариантов ответа, даются ссылки на соответствующие им материалы курса. Кроме того, курсы по работе с данными и/или информационным технологиям должны включать минимум одно задание, предполагающее написание кода.
  • В модуле на каждую цель обучения (на каждый урок) в курсе есть не менее 3-х тренировочных (не на оценку) вопросов.
  • Тесты должны предлагать не менее 3-4-хвариантов ответов, вопросы тестов должны быть как минимум 2-х типов.

Видео и слайды

Обязательные требования:

  1. Слайды должны сопровождать все видеолекции.
  2. Текст в слайдах должен быть крупным (кегль 20 или больше), изображения – крупные, привлекательные.
  3. Должна быть возможность скачать слайды.

Дополнительные рекомендации:

  • Трансляция видеофрагментов не должна занимать меньше 3-х и больше 9-ти минут.
  • В видео встраиваются вопросы – не менее чем 1 вопрос на каждый фрагмент.
  • Вопросы для рассмотрения вбрасываются не все сразу, а по одному, постепенно.

Сообщество курса

Обязательные требования:

  1. Атмосфера, климат на курсе должны быть комфортными, благожелательными.
  2. На курсе должен быть обсуждён как минимум один вопрос.

Дополнительные рекомендации:

  • Необходимо разработать правила поведения (обсуждения) на курсе. Они должны быть доведены до слушателей при самом начале обучения.
  • Должен быть как минимум 1 вопрос для обсуждения на каждом из модулей курса.

Аналогично – на базе комплекса критериев – проектируются онлайн-курсы и на других образовательных порталах [6].  В целом, достаточно долговременное (в течение 8-ми лет) успешное развитие МООС-движения может свидетельствовать о результативности такого способа проектирования программ для онлайн-образования. 

Тем не менее, уместность и результативность использования принципа Анны Карениной в качестве основы для проектирования качественной образовательной программы не получили пока достаточных доказательств.

В качестве проверки гипотезы об уместности и/или результативности принципа Анны Карениной в онлайн-образовании можно пойти от обратного и выдвинуть гипотезу, что для достижения высокого качества онлайн-курса необходимо реализовать все или большинство критериев качества, уместных в контексте целей создания данного курса.

В целях проверки данной гипотезы рассмотрим рейтинг онлайн-курсов, поданных на конкурс EdCrunch Award (конкурс проводится ежегодно в рамках глобальной конференции по  технологиям в образовании EdCrunch) и оцененных автором  статьи как экспертом этого конкурса.

Если гипотеза верна, то курсы, занявшие верхние строки рейтинга (набравшие максимальную сумму баллов по совокупности критериев), должны иметь высокие показатели по всем критериям оценивания. Наоборот, курсы, находящиеся на нижних строках рейтинга (набравшие минимальную сумму баллов по совокупности критериев), должны иметь большой разброс в уровне оценок по различным критериям.

Результаты проведённого таким образом анализа приведены на рис. 1.

Как следует из Рис. 1, величина стандартного отклонения коррелирует с качеством онлайн-курса, выраженным в сумме баллов, набранных курсом по совокупности ряда критериев. Это позволяет предположить, что гипотеза о важности реализации комплекса критериев для достижения высокого качества образовательных программ для онлайн-обучения подтверждается.

Дальнейшая проверка выдвинутой гипотезы проводиться на базе большей по объёму выборке курсов, поданных на конкурс EdCRunch Award, и оцененных различными экспертами в целях снижения уровня субъективности.

Рис.1. Стандартное отклонение оценок по разным критериям у онлайн курсов, поданных на конкурс EdCrunch Award (данные получены в процессе оценивания курсов автором статьи, 2019 г.)

Литература и электронные источники

  1. Выготский Л.С. М.: Издательство Юрайт 2016. 199 с. – Серия: Антология мысли.
  2. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2018. С. 25-37.
  3. Shah D. By The Numbers: MOOCs in 2019. URL: https://www.classcentral.com/report/mooc-stats-2019/ (дата обращения 12.2019 г.)
  4. Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ. М.: АСТ, 2016. 810 с.
  5. Крашенинникова Л.В. Принцип «Анны Карениной» в оценивании качества онлайн образовательных программ / II международная научно- практическая конференция «Работа с будущим в контексте непрерывного образования», 18-19 апреля 2019 г., Москва, С. 184-195.
  6. Pre Launch. Checklist with Coursera (session based platform). URL: https://you.stonybrook.edu/mooc/pre-launch-checklist-with-coursera-session-based-platform/ (дата обращения 12.19 г.).

Related Posts