Модели исследования образовательных технологий в эпоху цифровых знаний

Поделиться:

Aras Bozkurt, 2020. Educational Technology Research Patterns in the Realm of the Digital Knowledge Age. Journal of Interactive Media in Education, 2020(1), p.18

Аннотация

Образовательные технологии (или EdTech) — это динамичная, развивающаяся область, и поэтому при выявлении и отображении моделей исследований в этой области необходим системный подход. В этом исследовании проводится систематический обзор моделей исследования образовательных технологий, начиная с момента развития Всемирной паутины. Обзор показал, что после 1993 года произошло резкое увеличение количества публикаций по образовательным технологиям и что с точки зрения предметных областей именно социальные науки доминируют в этих исследованиях. Географическое распределение этих исследований показывает, что большая часть публикаций поступает из одних и тех же развитых стран.

Были определены следующие темы за почти три десятилетия:

1993–1999 гг. – мультимедийное обучение и учебный дизайн;

2000–2004 гг. – конвергенция образовательных технологий, дистанционного образования и среды онлайн-обучения, а также интеграция образовательных технологий в традиционные условия обучения;

2005–2009 гг. – пересмотр учебных программ по образовательным технологиям, включая образовательные технологии в высшем образовании и дистанционном образовании, устранение значительных различий в исследованиях образовательных технологий;

2010–2014 гг. – онлайн-обучение и высшее образование, интеграция ИКТ и педагогического потенциала образовательных технологий;

2015–2019 гг., основанные на данных, интеллектуальные образовательные технологии, большие данные и аналитика обучения.

В то время количество критических взглядов растет, и это исследование подтверждает, что такие как аргументы, как «EdTech изменит образование и заменит учителей», – постоянно обсуждается в современных публикациях.

Введение

В отличие от Дьюи (1916), идеи которого изначально были вдохновлены представлениями Платона о знаниях и навыках художников и ремесленников, Oliver (2013) и Jin (2011) выделяют социальные и материальные аспекты технологий. Расширяя эти взгляды, Friesen (2009) связывает жесткие технологии (hard technologies) с материальными или техническими аспектами, а Oliver (2013) определяет сущность или содержание с помощью мягких технологий (soft technologies). Основываясь на приведенных выше мыслях, можно утверждать, что образовательные технологии можно разделить на две широкие категории: мягкие технологии (программы, принципы проектирования, подходы, концептуальные основы, теории и т.д.) и жесткие технологии (ручка, бумага, печатные машины, компьютеры и т.д.). Возможно, одной из первых мягких образовательных технологий могло бы стать изобретение языка и алфавитов, тогда как в случае жестких образовательных технологий – это были бы ручка и бумага. Каждое изобретение, будь то примитивное или современное, вызывает определенную степень социально-экономических изменений, а некоторые образовательные технологии, такие как язык, алфавит, ручка, бумага, печатная машина, по сути, становятся вехами в истории образовательных технологий. Поэтому цифровые проводные технологии (например, радио, телевидение, телефон и т.д.), которые вызвали большое внимание и стали визитной карточкой прошлого века. Хотя эти разработки были захватывающими, именно новейшие технологии, такие как компьютеры, интернет и Всемирная паутина (WWW), изменили само наше видение, интерпретацию и восприятие образования. Двадцать первый век считается веком цифровых знаний и стал свидетелем изобретения инновационных технологий, которые когда-то были лишь мечтой и выходили за рамки нашего воображения.

Во многих случаях созданные технологии сначала вызывают восхищение, затем их опасаются. Считается, что во время таких критических дискуссий и различных размышлений о роли технологий изучение моделей образовательных технологий может помочь лучше понять роль технологий, занять критическую позицию по отношению к ним, разработать стратегии и принять решения. В связи с этим основная цель данного исследования –выявить модели исследований образовательных технологий в сфере цифровых знаний.

Обзор литературы

Определение образовательных технологий радикально изменилось (Richey, Silber, & Ely, 2008) в соответствии с преобразованиями в социально-экономических структурах. Без четких границ, «каждое из которых основывается на предыдущем» (Winn 2002, p. 332 ), можно выделить следующие этапы эволюции образовательных технологий:

  • эпоха учебного дизайна: акцент на содержании;
  • эпоха дизайна сообщений: упор на форматы;
  • эпоха симуляции: фокус на взаимодействии;
  • новый век исследований в области образовательных технологий: акцент на учебной среде (Winn, 2002).

Аналогичным образом, более ранние исследования определили три основных области исследований в области образовательных технологий: (I) интеграция технологий, (II) принятие / отношение к новым технологиям; (III) учебная среда (Hsu, Hung, & Ching, 2013). Далее утверждается, что технологии можно рассматривать как наставника, учебное пособие и средство обучения (Ross & Lowther 2009 ; Ross, Morrison & Lowther 2010).

Сложный и взаимозависимый характер образования и образовательных технологий (Weller, 2018) требует пересмотра научных дискурсов, и в дополнение к концептуальному вкладу ( Elly,1992 ; Spector, 2013 ; Ringstaff & Kelly, 2002; Weller, 2018) было много попыток понять результаты исследования. что было проведено в образовательных технологиях.

Например, Телесно, Лири и Уэст (2019) проанализировал исследования и тенденции в 65 журналах с 2007 по 2017 год. Анализ ключевых слов выявил закономерность с течением времени. Как правило, использование ключевых слов указывало на следующие темы: «WebCT (2007 г.), гипермедиа (2008 г.), цифровые аборигены и сообщество (2010 г.), блог (2011 г.), блог и социальное обучение (2012 г.), цифровая грамотность, онлайн-обсуждения и вики (2013 г.), МООК и анализ социальных сетей (2014 г.) и МООК, геймификация, перевернутый класс и открытое образование в (2015 и 2016 гг.).

Используя аналогичный аналитический подход, Бонд, Завацки-Рихтер и Николс (2019) проанализированы статьи, опубликованные в Британском журнале образовательных технологий (BJET), с 1970 по 2018 год. В их исследовании были определены следующие исследовательские темы: мультимедийное обучение и Открытый университет (1970–79); переход от АВ к разработке компьютерного обучения (1980–89); эволюция дистанционного образования и рост интерактивного обучения (1990–99); внедрение и разработка интерактивного совместного обучения и ИКТ в школах (2000–09); аналитика обучения и мобильное совместное обучение (2010–18).

Хотя и утверждается, что «произошел сдвиг от часто беспрекословной защиты конкретных технологий к более критическому теоретическому пониманию» (Weller, 2020), другие исследователи утверждают, что компьютерные и онлайн-технологии и их интеграция в образование вызвали большой энтузиазм, при этом теоретические основы образовательных технологий в значительной степени игнорировались (Albirini, 2007 ; Alper & Gulbahar, 2009; Issroff & Scanlon, 2002; Oliver, 2013). Де Кастелл, Брайсон и Дженсон (2002) отмечают, что: «Здесь можно утверждать, что нам не хватает образовательной теории технологии (и это не то же самое, что теория образовательных технологий, которых у нас, конечно же, есть ряд). Разница между ними заключается в том, что в то время как теории образовательных технологий принимают как должное, независимо от того, хорошо это или вредно; образовательная теория технологии, напротив, будет исследовать технологии с точки зрения образовательных ценностей и целей, со ссылкой на то, что можно различить при изучении «образовательной технологии» как социально-ориентированного артефакта».

Этот сценарий можно метафорически охарактеризовать следующим образом: «Песня остается той же, но темп продолжает меняться» ( Mishra et al., 2009). Некоторые утверждали, что в области образовательных технологий «сообщество очень плохо усваивает уроки истории. Один взгляд на будущее состоит в том, что мы повторим ошибки, которые мы сделали в прошлом. История повторится с новыми технологиями. Еще хуже, чем неспособность усвоить уроки, — это то, что мы часто даже не знаем их. У нас есть сильная тенденция игнорировать все, что было раньше, в нашем волнении, чтобы продолжить то, что у нас есть сейчас» (Rushby, 2013, p. 54).

Онлайн-технологии, интернет и компьютеры проникли во все слои нашей жизни до такой степени, что интернет- и веб-технологии можно рассматривать как глобальный мозг с распределенным познанием по сетям. Фактически, эти технологии стали катализатором эпохи цифровых знаний. Согласно Winn (2002), влияние [сетевых] технологий сильнее, чем когда-либо, и поэтому, как сообщают Alper и Gulbahar (2009 ) и Masood (2004), исследования в этой области претерпели огромные изменения. Фактически, «с взрывным ростом количества компьютеров в академических кругах во второй половине прошлого века и для индивидуального использования в начале восьмидесятых, а также с появлением Интернета в общеобразовательных школах в девяностых годах образовательные технологии стали в некоторой степени синонимами дистанционного обучения  и онлайн-образования» (Киншук и др., 2013).

Цель исследования

Согласно Вебстеру и Уотсону (2002), «эффективный обзор создает прочную основу для продвижения знаний. Это способствует развитию теории, закрывает области, в которых существует множество исследований, и выявляет области, в которых исследования необходимы». Точно так же Веллер (2020) утверждает, что EdTech имеет общую историю, и нам нужно «учиться и помнить эту историю».

Разделяя те же мысли, основной целью этого исследования — исследовать и изучить модели образовательных исследований в эпоху цифровых знаний путем проведения систематического обзора.

В связи с этим исследование направлено на поиск ответов на следующие вопросы исследования. Каковы же модели образовательных исследований: 666 публикаций.

Методы и дизайн исследования

В этом исследовании используется подход систематического обзора (Gough, Oliver, & Thomas, 2012) и методы интеллектуального анализа данных (Grinstein & Wierse, 2002), включая анализ социальных сетей (Hansen, Shneiderman, & Smith, 2010) и интеллектуальный анализ текста (Hearst, 2003). Используя эти подходы, результаты можно было триангулировать, что способствовало повышению надежности и достоверности исследования и предоставило многообещающие перспективы (Foster, 1997).

Выборка данного исследования включала в общей сложности 666 статей, опубликованных в рецензируемых журналах. Из этих статей 98 были открытого доступа и 568 были закрытыми статьями, доступ к которым осуществлялся через счета организаций.

Критерии включения в выборку публикаций: индексация в базе Scopus, написанные на английском языке и опубликованные в период с 1993 по 2019 год, включала поисковые запросы («образовательные технологии», «образовательные технологии» ИЛИ «EdTech») в их заголовок.

Поделиться: