Информационно-публицистический образовательный журнал

#Рекомендации в условиях перехода…

Методические рекомендации для преподавателей Массачусетского технологического университета, подкрепленные цитатами из актуальных академических исследований, в обработке Л.В. Крашенинниковой.

Рекомендации актуальны в условиях бурного обсуждения онлайн-обучения, перехода на дистанционную поддержку учебного процесса и активного освоения цифровых инструментов.

  1. Активно вовлекайте слушателей в учебный процесс. Цитата: «Из анализа литературы следует, что студенты должны делать нечто большее, чем просто слушать: они должны читать, обсуждать или решать задачи. Еще важнее чтобы они при этом думали о задачах более высокого порядка, например, занимались анализом, синтезом, оцениванием».
  2. Связывайте интересные и трудные учебные активности с ожидаемыми результатами обучения. Цитата: «Если курс спроектирован не слишком хорошо, он будет фокусироваться на контенте (с акцентом на знаниях преподавателя). Наоборот, правильно структурированный курс будет фокусироваться на целях обучения студентов (с акцентом на связи между студентами и изучаемым контентом)».
  3. Связывайте оценивание с уровнем развития когнитивных навыков, следующих из ожидаемых результатов обучения. Везде, где возможно, используйте различные контрольные задания. Цитаты: «Контрольные задания должны измерять степень овладения знаниями и навыками, необходимыми для работы в реальном контексте». «Контрольные задания аутентичны тогда, когда они дают возможность напрямую измерить то, как студент справляется с достойной интеллектуальной задачей. Традиционные задания, напротив, полагаются на косвенные или отдаленные «вопросы» — упрощенные заменители, из которых, как мы думаем, можно сделать обоснованные умозаключения относительно того как студент справляется с предложенными вызовами».
  4. Студенты, ощущающие свою принадлежность к сообществу обучающихся, пользуются уважением сверстников и преподавателей, их легче вовлечь в учебу. Цитата: «…. исследование показало, что чувство принадлежности, культивируемое в классе, жестко связано с тем, как студенты себя чувствуют, как упорно они учатся и насколько они хотят участвовать в делах группы».
  5. Обучение идет лучше, если разнообразие подходов к нему у разных студентов признается, высоко оценивается и разработке способов обучения. Создавайте в учебной аудитории инклюзивную среду на базе различий между студентами (расовых, гендерных, социо-экономических, образовательных), различий между педагогическими приемами, различий в контенте. Цитата: «Расовое и этническое разнообразие контингента студентов в университете приносит всем студентам долгосрочные и значительные выгоды».
  6. Чтобы поддержать усилия студентов в учебе четко формулируйте свои от них ожидания, цели обучения на курсе и ожидаемые результаты. Цитата: «Несомненно, с точки зрения студентов ясные требования и цели –это жизненно важные элементы эффективной учебы. Недостаток ясности в них почти всегда приводит к негативной оценке, трудностям в учебе и низкой успеваемости».
  7. Вовремя предоставляйте индивидуальную обратную связь. Цитата: «Развивающая обратная связь мыслится как коммуникация, направленная на изменение мышления или поведения обучаемого с целью улучшения учебы. Предоставление студентам такой обратной связи, где говорится о том, насколько им удается достичь ожидаемых целей обучения, поможет им направить усилия в нужную сторону».
  8. Используйте промежуточные формирующие задания, чтобы получить обратную связь по эффективности выбранных вами педагогических приемов. Цитата: «…Классная контрольная работа полезна как для студентов, так и для преподавателей. Как способ получения обратной связи она обеспечивает преподавателей данными для анализа эффективности их педагогической деятельности и понимания своих студентов. Классная контрольная работа также вовлекает студентов в активную мыслительную работу по освоению новой информации и они начинают лучше понимать самих себя как обучающиеся».
  9. Поощряйте диалог студентов между собой и между студентами и преподавателями, это создает ощущение принадлежности к сообществу. Цитата: «В противоположность традиционному подходу к преподаванию, сообщество обучающихся усиливает социальный компонент в генерации знаний, кооперацию в обучении, активное обучение, подчеркивает важность интеграции и синтеза различных взглядов студентов, а также сотрудничество студентов между собой, студентов и персонала, внутри профессорско-преподавательского состава».
  10. Создавайте в аудитории такую среду и используйте такие учебные активности, которые помогают развивать профессиональные компетенции. Цитата: «Желаемые атрибуты выпускников университета лучше всего достигаются там, где они органично включены в канву учебного плана по данной дисциплине» Атрибуты выпускников – навыки и способности, которые не преподаются в университете напрямую, но усваиваются через сам процесс обучения и его рефлексию.
  11. Проводите параллели, показывайте связь между изучаемыми концепциями и профессиями, дисциплинами и реальной жизнью. Цитата: «Когда нас что-то «зацепило», будь это академическая дисциплина или хобби, мы работаем над этим с удовольствием. Мы чувствуем, что в определенной степени, владеем этим, и оно наполняет мир смыслом. .. Это становится еще более вероятным если мы понимаем, как метод или факт, который мы должны изучить, будет полезен нам в будущем».
  12. Создавайте условия для самооценки (self-assessment) и оценки однокашниками (peer-assessment). Цитата: «Самооценка-это ключевой элемент саморегуляции, включающий понимание цели данного задания и проверку степени продвижения к заявленным целям. В результате могут вырасти как уровень саморегуляции, так и достижения».
  13. Создавайте среду, которая усиливает мотивацию студентов. Цитата: «Исследователи предполагают, что обучающие могут повысить собственную эффективность обучающегося обеспечивая связь между новой работой и уже достигнутыми успехами, обучая их нужным в учебе стратегиям, поддерживая их усилия и упорство, поощряя в них обучение через подражание успешным студентам, помогая им развить сопутствующие компетенции и определиться с важными личными целями».
  14. Возможности рефлексии, включенные в структуру образовательной программы, дают студентам шанс исследовать свой опыт и конструировать абстракции, которые будут полезны для применения знаний в другом контексте. Цитата: «Осведомленность и рефлексия не есть симптомы развития обучаемых, это причины их развития».
  15. Вдохновляйте студентов брать на себя ответственность за собственное обучение. Развивайте в них способность к мыслительной деятельности высокого порядка: анализу, синтезу и оценке. Цитата: «Ответственных студентов можно отличить по их отношению к учебе как к чему-то, что они делают для себя, а не чему-то, что делается для них или с ними».
  16. Используйте результаты итоговых испытаний для обновления программ. Цитата: «Итоговым испытаниям должен быть присвоен самый высокий приоритет…. Результаты таких испытаний дают ценную обратную связь для выявления точек приложения сил в целях достижения нужного качества обучения».
  17. Используйте в обучении разнообразные методы и модели. Цитата: «Есть много дорог в образовании. В колледж студенты приходят с разными талантами и предпочтениями. Студентам нужны возможности чтобы показать свои таланты и учиться наиболее эффективным для них способом. Потом их можно переключить на более новые способы обучения, и это не всегда легко».
  18. Создавайте среду, в которой взгляды студентов на образование и знания могли бы развиваться. В том числе могут меняться идеи относительно темпа обучения, стабильности получаемых знаний, авторитетности источников знаний. Цитата: «Если обучающие могут определить убеждения студентов в области познания, они смогут, возможно, адаптировать учебу так, чтобы слабые ученики развили свои когнитивные навыки до более высокого уровня, и, с другой стороны, сильные ученики могли бы дальше развивать свои когнитивные навыки».

по материалам книги: Крашенинникова Л.В. Цифровые образовательные ресурсы: анализ, возможности и перспективы применения в образовательной практике: методические рекомендации для педагогов, студентов и аспирантов, преподавателей вузов и системы ДПО. М., 2019.

Related Posts