«МОБИЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА

Поделиться:

В статье проводится анализ и сравнение платформ для организации электронного, дистанционного и смешанного обучения в целях создание цифрового образовательного пространства региона. Раскрываются возможности и приоритеты использования цифро-
вой среды «Мобильного электронного образования».

Тележинская Елена Леонидовна, победитель Всероссийского конкурса «Современный учитель — 2018», директор методического продвижения ООО «Мобильное Электронное Образование». 

Важной особенностью современного мира становится «цифровой ребенок». Реализация указа Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» направлена на достижение следующих целей и целевых показателей:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;
  • вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Также данный указ Президента РФ нацелен на решение следующих задач:

  • внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений;
  • повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс;
  • обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;
  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
  • создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
  • формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.

Цифровая экономика – это реалии сегодняшнего дня. Электронный журнал,  электронный дневник, контент-фильтрация, цифровое пространство – это слова, которые еще недавно пугали современного учителя. Сегодня это объективная реальность урока, системы дополнительного образования, работы с одаренными детьми и учениками, которые находятся в зоне повышенного внимания педагогов [1, 5].

Развитие инфраструктуры цифрового образовательного пространства образовательных организаций требует от педагогов наличие умения проводить анализ цифровых образовательных платформ, которые существуют на российском рынке (табл. 1, диаграмма 1).

При анализе цифровых платформ был использован метод анкетирования. Респондентами выступили независимые эксперты, зарегистрированные в  открытых социальных сетях «Фейсбук», «ВКонтакте» и «Одноклассники». В опросе приняло участие более 28 тысяч человек.

Во-первых, респондентам было необходимо перечислить современные цифровые инструменты, которые использует современный ребенок и учитель. Давайте разберемся в инструментах, которые уместно использовать в классе, на уроке и на занятии. Данные инструменты должны быть знакомы как ученикам, так и учителям. Активная жизнь в социальных сетях приучила нас к мессенджерам, видеосвязи и голосовым сообщениям.

На диаграмме 2 видно, как современные учителя и ученики отличаются в выборе этих средств. Для учеников становится предпочтительнее голосовое сообщение, так как это упрощает ввод сообщения и получение ответа на него. Нам, педагогам, это необходимо поддерживать и развивать, так как данная компетенция помогает ученикам формировать навык устного ответа, который пригодится при сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ по предметам лингво-гуманитарного цикла [2]. Во время урока, как правило, учитель может опросить от 2 до 10 человек, при общей загруженности класса в  25-30 человек, эта незначительная часть «говорящих детей» может умело презентовать свои знания по данному предмету, остальные же ученики не имеют возможность приобрести навыки личностного роста, как лидера образовательных групп.

Во-вторых, респонденты анкеты должны были ответить на вопрос: «Как Вы сейчас осуществляете поиск информации в сети интернет?».

Диаграмма 3 показывает, что учителя и ученики используют и доверяют различным поисковым системам. Причем все эти системы сложно назвать «безопасное цифровое пространство». Родители, учителя и административный аппарат образовательной системы Российской Федерации вводят новые понятия «цифровая гигиена», «цифровая самоидентификация» и др., но стоят перед проблемой реализации этих понятий на уроке, дома, в системе дополнительного образования.

Учителя боятся применять цифровые платформы на уроке, потому что это «может перенести ученика из образовательной активности на уроке, в пространство игр и иных развлекательных платформ», родители боятся за психологическое и физическое здоровье своих детей. Таким образом, гаджеты у подростков есть, интернет пространство есть, а применять их в образовательном пространстве не умеем и боимся.

Следовательно, для современной школы важно иметь контакт с учеником, развивать имеющиеся у него навыки и плодотворно реализовывать национальные образовательные проекты [6].

Согласно концепции «обучения будущего», предложенной Ж. Делором, индивид должен овладеть 5 навыками, чтобы отвечать запросам изменений во внешней среде:

1. Учиться знать (learning to know) – осознание природы информации, овладение инструментами обучения, а не только приобретение структурированных знаний.

2. Учиться действовать (learning to do) –  развитие комплекса навыков для тех видов работ, которые необходимы сейчас и будут необходимы в будущем, включая инновацию и адаптацию обучения к будущим условиям работы.

3. Учиться жить в окружении других людей и сотрудничать (learning to live together, and with others) – конструктивно коммуницировать, мирно разрешать конфликты, открывать для себя других людей и их культуры, укреплять потенциал сообщества, индивидуальную компетентность и способности, экономическую устойчивость и социальную интеграцию.

4. Учиться быть (learning to be) – образование, способствующее всестороннему и полноценному развитию человека: ум и тело, интеллект, чувствительность, эстетическая оценка, духовность и т. д.

5. Учиться учиться (learning to learn) и продолжать учиться в течение всей жизни.

Важной технологией, в «обучении будущего», становится перевернутое обучение (flipped learning) – это технология обучения, при которой прямая передача знаний перемещена из группового образовательного пространства в индивидуальное образовательное пространство, а групповое пространство обучения трансформировано в динамическое, интерактивное окружение, в котором преподаватель принимает роли фасилитатора, наставника, тьютора, консультанта и помогает обучающимся применить изученную теорию на практике, выработать навыки и глубоко рефлексировать предмет для дальнейшего самостоятельного обучения и развития [3].

Ключевыми составляющими технологии перевернутого обучения являются:

  • онлайн-платформа для коммуникаций в связи с учебным контентом; интерактивные инструкции и тренажеры по работе в типовых учебных контекстах;
  • система мониторинга для преподавателей и руководства с целью обратной связи с учениками;
  • формы обратной связи для студентов с целью оперативной коррекции обучающих программ;
  • внедрение технологии перевернутого обучения в образование напрямую связано с интеграцией с матрицей обучения (learning matrix) и управлением результативностью (performance management) и предполагает использование таких методов обучения, как симуляции, решение кейсов, электронные программы для каждого блока [4].

Как показывает таблица 1 для реализации технологии «перевернутый класс» в безопасном образовательном пространстве подходят только две цифровые образовательные платформы – Мобильное электронное образование (МЭО) и Московская электронная школа (МЭШ), которые и составят образовательный маркетплейс – онлайн-платформу со всеми доступными государственными и частными образовательными сервисами.

«В России заработает «Маркетплейс», который будет содержать интерактивные задания в автоматическом режиме. Данные платформы смогут наиболее эффективно помогать обучающемуся развивать свои компетенции и усваивать новый материал, – объяснила заместитель министра просвещения Марина Ракова на конференции по технологиям в образовании EdCrunch. – Особенно актуальна платформа будет для сельских школ, где один педагог вынужден вести несколько предметов, и ему физически сложно одинаково хорошо готовиться к каждому уроку». Маркетплейс будет доступен в ближайшее время. Пользователи смогут загрузить на платформу новую образовательную программу после ее проверки экспертами.

Литература

  1. Беркович М.Л. Принципы государственно-частного партнерства в рамках социально ответственного инвестирования в систему развития кадрового потенциала сферы образовательных услуг / Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб, 2019. С. 320-326.
  2. Беркович М.Л. Стратегия маркетингового продвижения образовательных услуг: разработка и внедрение в образовательных организациях. Челябинск, 2019.
  3. Беркович О.А. Соотношение феноменов «социальная тревожность» и «родительская тревожность» / Актуальные проблемы исследования массового сознания Материалы V Международной научно-практической конференции. Отв. Ред. В. В. Константинов. 2019. С. 25-28.
  4. Беркович О.А., Маркина Н.В. Личностные особенности людей с высоким уровнем социальной тревожности // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 127-134.
  5. Маркина Н.В., Крамская И.Р., Маковецкая Ю.Г. Взаимосвязь профессиональной востребованности педагогов и особенностей их жизненных сценариев в контексте профессиогенеза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 147-155.
  6. Тележинская Е.Л., Трифонов А.А., Артёмова Т.П. Принципы использования инфографики при организации занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2016. Т. 2. № 5 (9). С. 110-115.

Поделиться: